Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Вопрос о том, может ли человек, добровольно исповедующий явный куфр, считаться номинальным мусульманином, всегда был предметом споров между улемами. Однако при этом мусульмане конкретной страны обязаны уважать мнение шариатских судей и амиров, которое выбрали один из двух возможных ответов на него. От Абу Хурайры передаётся, что он рассказал:
"Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, скончался, его преемником стал Абу Бакр и часть арабов впала в неверие, Умар спросил (Абу Бакра): «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?! Ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне было приказано сражаться с этими людьми, пока они не скажут: ‘Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха’, а кто произнесёт это, (тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (он не заслужит наказания) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведёт с ним расчёт”!» (В ответ на это) Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь закят является обязанностью (тех, у кого есть необходимый минимум) имущества! И, клянусь Аллахом, если бы они отказались отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я бы стал сражаться с ними из-за этого!»" (аль-Бухари, 6526).
аль-Бухари внёс этот хадис в главу «باب قتل من أبى قبول الفرائض وما نسبوا إلى الردة» - «О казни тех, кто не признаёт обязательные виды поклонения, и о том, что они принадлежат к вероотступникам». Харб аль-Кирмани полагал, что частица «ма» в этой фразе означает отрицание, т.е. «что они НЕ принадлежат к вероотступникам». Однако Ибн Хаджар сказал:
"Очевидно, что «ма» здесь связывает (глагол с началом предложения), т.е. «...и об их принадлежности к вероотступникам». На это указывает то, что передано через некоторые пути в (других версиях того же) хадиса" («Фатху-ль-Бари»,
12/276).
И далее он говорит:
"Сахабы после победы над ними разошлись во мнениях об их (участи): стоит ли захватывать их богатства и брать в плен их детей так же, как и у неверных, или (их надо наказывать), как преступников (из числа мусульман)?
Абу Бакр считал правильным первое и поступал так, а Умар возражал ему в этом..., придя ко второму мнению, и с ним согласились другие в эпоху его халифата (т.е Умара)...
Кады Ияд сказал: «Из этой истории следует вывод о том, что правителю нужно подчиняться, если он в своём иджтихаде издал приказ, о котором нет (шариатского) текста - даже если некоторые муджтахиды убеждены в обратном... потому что Умар подчинился Абу Бакру в той позиции, которую второй считал правильной относительно статуса (арабов), не желавших отдавать закят - хотя он сам был уверен в обратном. Затем в эпоху своего халифата он поступал согласно той позиции, на которую его натолкнул его собственный иджтихад, и мусульмане эпохи (Умара) из числа сахабов и остальных поддержали его в этом»" (12/280).
Таким образом, Умар бин аль-Хаттаб был против поголовного такфира всех мусульман, отрицающих закят - но одновременно он вместе с другими сахабами исполнял волю Абу Бакра, пока тот руководил нашей уммой.
Читайте также:
Нюансы в вопросе такфира Ширк и оправдание по невежеству Является ли каждый мусульманин верующим? Ложь ненавидит себя Ещё о поношении Аллаха и Ислама Причины массового вероотступничества при Абу Бакре И хвала Аллаху, Господу миров.