О скверной природе некоторых животных

Jun 20, 2018 22:04

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Из достоверных хадисов нам известно о скверной природе только двух животных - свиньи и собаки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто играл в нарды, тот словно испачкал руки мясом и кровью свиньи!» (Муслим).

«Если собака выпила воды из чьего-либо сосуда, пусть он помоет его семь раз» (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан-Навави говорил:

"Ибн аль-Мунзир передал в книге «аль-Иджмаа» единогласное мнение учёных о грязной сущности свиньи, что могло бы стать наиболее подходящим аргументом, если бы это было достоверно. Но мазхаб Малика состоит в том, что свинья имеет чистую природу, пока она жива... И у нас нет ясного доказательства того, что свинья грязна ещё при её жизни" («аль-Маджмугь», 2/586).

Однако ханафитский учёный аль-Кясани (умер в 587 г. х.) возразил:

«Правильным мнением будет то, что она (свинья) грязна сама по себе, ибо её скверная природа не обусловлена наличием в ней крови и влаги» («Бадаи'у-с-санаигь», 1/63).

Также ан-Навави сообщил:

"Следы слюны и пота всех (животных) чисты и не должны вызывать неприязни, кроме собаки, свиньи и потомства кого-то из них. Автор труда «аль-Хави» (имам аль-Маварди) передал нечто подобное нашему мазхабу от Умара бин аль-Хаттаба, Али, Абу Хурайры, аль-Хасана аль-Басри, Ата и аль-Касима бин Мухаммада; а Абу Ханифа и Ибн Аби Ляйля испытывали неприязнь к следам от кошки, как и Ибн Умар. Ибн аль-Мусайиб и Ибн Сирин говорили, что сосуд, вылизанный ею, нужно вымыть один раз...

Абу Ханифа говорил: «Все животные делятся на четыре типа.

Первый: съедобные, наподобие коров и овец - следы от них чисты.

Второй: хищные звери, наподобие льва и волка - их (следы) являются скверной.

Третий: хищные птицы, наподобие сокола и ястреба. Следы от них чисты, хотя пользоваться таким (сосудом) нежелательно; то же верно и для кошки.

Четвёртый: мул и (домашний) осёл. Следы от них сомнительны, поскольку нет категоричного довода на их чистую или грязную природу, и нельзя совершать омовение (водой, которую они пили)»" («аль-Маджмугь», 1/225).

По аналогии со слюной чистыми также являются другие типичные выделения из кошачьей морды - носовая слизь, слёзы и мокрота. У животных, дозволенных для употребления в пищу, помимо этого, чисты любые выделения и биологические жидкости, кроме крови (и, соответственно, мертвечины). Насчёт грязной природы несъедобных диких животных между факыхами существуют уже упомянутые разногласия, однако лучше будет сторониться их выделений, как об этом однажды сказал имам Ахмад (см. «аль-Мугни» Ибн Кудамы, 1/414-415).

Что же касается собачьей шерсти, то она чиста, как полагали ханафиты и Ибн Таймия:

«Её шерсть чиста, а слюна грязна; таким был мазхаб Абу Ханифы и мазхаб Ахмада в одном из двух преданий, сообщаемых от него, что и является наиболее верным мнением. И если на одежду или на тело попадёт влага с её шерсти, то они не станут грязными, а если она полакает в воде, то воду нужно вылить» («Маджму'у-ль-фатава», 21/530).

Наконец, из всех мнений учёных о шкуре животного после дубления наиболее обоснована позиция тех, которые считают её чистой независимо от типа животного и способа его убийства (подробнее здесь).

Читайте также:

Ибн Усеймин о спиртовых растворах
О прелюбодеянии и запретном мясе
Вода после большого омовения
Запрещено есть животное, которое питалось нечистотами
Об урино- и копрофилии
Копрофагия в Библии

И хвала Аллаху, Господу миров.

Фикх

Previous post Next post
Up