Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
От имама Ахмада Ибн Ханбаля на сей счёт передаются два противоположных высказывания. Кады Абу Я'ля в одном из своих мнений, переданном Ибн Таймией, совместил их так:
«Противоречия между словами Ахмада об утверждении границы (Аллаха) надо понимать в соответствии с различием двух обстоятельств: в том случае, когда он говорил, что Аллах находится над Троном, имея границу, это означало ту (сторону) Его сущности, которая расположена напротив Трона; (в этом смысле) Он обладает границей и направлением. В другом же случае, когда он говорил, что Аллах находится над Троном без границ, это означало все стороны, которые не расположены напротив Трона - наверху, позади, впереди, справа и слева. (Таким образом), есть разница между нижней стороной, противоположной Трону, и всем остальным, что мы упомянули» («Баяну тальбиси-ль-джахмийя»,
3/24 и 3/735-736).
Дальше Ибн Таймия говорит:
"Среднее из трёх высказываний Кады (Абу Я'ли) соответствует мнению Ахмада и других имамов. Он сказал, что Всевышний находится в определённой стороне и не может перейти в другие стороны; Он расположен вне Вселенной и отделён от Своих творений, а не находится внутри (мира) в каждой из его сторон. В этом и заключается смысл слов Ахмада: «(У Аллаха) есть граница, о которой не знает никто, кроме Него»" (3/26).
И ниже:
«Мнения учёных о том, что упомянул Кады (Абу Я'ля), утверждая наличие границы Аллаха только со стороны Трона, разделились; определённая группа приверженцев Сунны сказала то же самое, но большинство выступили против этого, что и является верной позицией» (3/737).
То есть граница Всевышнего может проходить не только между Ним и Троном, откуда вовсе не следует вывод о том, что Он имеет конечные размеры. Как объяснил Шейху-ль-ислам:
«Слова человека, говорящего о том, что Аллах либо конечен, либо простирается во все стороны без каких-либо пределов, и также Он либо состоит из частей, либо является сплошной субстанцией, - всё это ложь. Все эти выводы уместны только тогда, когда над Троном находится некое тело. Однако если Он не является телом и сплошной субстанцией, то к Нему неприменимо ничего из этих выводов» (3/738).
Дополним этот анализ преданиями от Исхака Ибн Рахавейха и Ибн аль-Мубарака, рассказанные учеником Ахмада - Харбом аль-Кирмани:
"Я (Харб аль-Кирмани) спросил Исхака: «(Аллах находится над) Троном, имея границу?» Он сказал: «Да, имея границу». И упоминают, что Ибн аль-Мубарак говорил: «Он над Своим троном, отделён от творений границей»" («Масаилю Харб»,
3/1111).
А имам Усман ад-Дарими говорил:
«Оппонент (Бишр аль-Мариси) также утверждал, что у Аллаха нет ни границ, ни пределов, ни конца. Это было основой, на которой Джахм (бин Сафван) построил все свои заблуждения и сделал из неё разные ложные выводы. И до нас не дошло, чтобы эти слова высказал кто-то из обитателей миров до Джахма.
<...>
У Всевышнего Аллаха есть граница, о которой не знает никто, кроме Него. Никому не позволительно воображать границу (Аллаха) как наличие предела у Его сущности (т.е. что у свойств Его сущности есть какой-то верхний предел), однако мы верим в существование этой границы и оставляем знание об этом Аллаху. У Его местоположения тоже есть граница, которая проходит над Его троном выше всех небес; (таким образом, существуют) две границы (- у Аллаха и у Его места)» («Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси»,
1/223-224).
Читайте также:
Где Аллах? Чем отличается возвышенность Аллаха от вознесения? Ответ на ашаритские инсинуации Где был Аллах до создания творений? О возвышенности Аллаха в Библии Сунна поднятия взора во время мольбы И хвала Аллаху, Господу миров.