Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сказал имам аль-Кассаб:
"Его слова «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознёсся над Троном» (25:59) являются доводом против джахмитов - потому что Вознесение в этом месте подразумевает утверждение (на Троне). Его слова «вознёсся над Троном» означают, что Он утвердился на нём. И Он воссел на Трон, будучи отделён от него гранью Своей сущности, а не той гранью, которая (мешает Ему) постичь Свои творения - ибо Он объемлет Своим знанием все вещи.
Мнение же о том, что Вознесение означает захват власти [«аль-истиля́»] без какой-либо стороны, (где расположен Аллах), ошибочно.
<...>
Поскольку понятие «аль-истиля» несёт смысл подчинения и овладения, то это (свойство) не может быть у Аллаха вновь возникшим [«ха́дисан»] - потому что Он изначально был всеподчиняющим. А Вознесение могло произойти после создания Трона, и Его слова «...а затем вознёсся над Троном» разъясняют, что Вознесение произошло после сотворения небес и земли" («Нукяту-ль-куръан»,
1/425-429).
Для справки: аль-Кассаб (т.е. «забойщик») - это прозвище великого имама-муджахида Абу Ахмада Мухаммада бин Али аль-Кярджи, который жил в Аббасидском халифате. Его короткий труд по вероучению под названием «аль-'Акыда аль-Кадирийя» получил в Халифате официальный статус и долгое время был обязательным для преподавания во всех исламских школах страны, как передал аз-Захаби:
"Алляма Абу Ахмад аль-Кярджи (т.е. аль-Кассаб) высказал это в своём труде по вероучению, который он составил. Халиф аль-Кадир биллях записал его и объединил людей вокруг этих (взглядов), что произошло в начале пятого столетия...
Среди того, что он говорил в нём, было: «Наш Господь существовал ещё тогда, когда не было ничего наряду с Ним и не было пространства, вмещающего Его. И Он создал Трон, не испытывая нужды в нём, и вознёсся над ним, чтобы утвердиться (на нём), как пожелал, а не для того чтобы отдохнуть, (сидя на нём) - как отдыхают творения»" («аль-'Улювву ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар»,
стр. 239).
Впрочем, у некоторых читателей его комментарий к аяту о вознесении Аллаха над Троном может вызвать новые вопросы. Если Аллах говорит, что Он вознёсся над Троном после сотворения небес и земли, то где Он был, когда создавал их? Ведь Трон к тому времени уже существовал, о чём мы знаем из достоверных слов Ибн Аббаса:
«Первым, что сотворил Аллах, был Трон, и Он вознёсся на него» («аль-Кямилю фи-т-тарих» Ибн Асира, 1/19).
«Поистине, Аллах, могуч Он и почтенен, сотворил Трон, вознесясь над Ним, потом сотворил Перо, приказав ему двигаться (т.е. писать) только с Его разрешения» («аль-Му'джаму-ль-кябир», хадис № 10595. ас-Суюты и аль-Аджлюни назвали хадис хорошим. См. «Асрару-ль-кяун»,
стр. 3 и «Кяшфу-ль-хафаи ва музилю-ль-ильбас»,
1/263).
Лучше других на это ответил Ибн Таймия:
"Если спросят:
«Если Аллах не переставал быть возвышенным над творениями, как мы обсуждали ранее.., то почему говорят, что Он потом поднялся над Троном?»,
то надо ответить:
«Это подобно тому (хадису, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что Он спускается на ближнее небо, а затем восходит... Аллах, свят Он, не прекращает находиться выше Трона, а Его восхождение имеет тот же смысл, что и Его спускание. Если при Нисхождении ни одно из созданий не становится выше Него, то и восходит Он (из положения), в котором ни одна вещь не была над Ним».
<...>
А если спросят:
«Если Он вознёсся над Троном после того, как сотворил небеса и землю за шесть дней, то (выходит), что до этого Он не был над Троном?»,
то надо сказать:
«Вознесение - это особенное возвышение. Каждый, кто вознёсся над чем-то, возвышен над этим, но не каждый, кто возвышен над чем-то, вознёсся над ним».
Поэтому обо всех, кто возвышен над чем-то другим, не говорят, что они вознесены над этим; однако каждый, кто вознёсся над другим, возвышен над ним. И Аллах поведал, что после создания небес и земли Он вознёсся не в общем смысле возвышенности. Наряду с этим могло быть так, что Он был вознесён над (Троном) до создания небес и земли - когда Его трон находился над водой. Затем, создавая эту Вселенную, Он был возвышен, но не вознесён над ним, а создав её, снова вознёсся. В основе возвышенность над творениями является Его непреложным свойством - таким же, как Его величие, гордыня и могущество. Что же до Вознесения, то это - действие, которое Аллах, свят Он и велик, совершает по Своим желанию и могуществу" («Маджму'у-ль-фатава», 5/521-523).
Поясним на конкретном примере: в земной жизни кто-то может вознестись над крышей, если встанет на её конёк и распрямится в полный рост. Если же он сядет на этот конёк, вытянув ноги вдоль ската, то по-прежнему будет возвышаться на крышей - но без вознесения (а Аллах лучше всех примеров).
Читайте также:
Когда Аллах возвысился над Троном? Где был Аллах до создания творений? Ещё о местонахождении Аллаха Где Аллах? Сидит ли Аллах над Троном? О «вездесущности» Аллаха И хвала Аллаху, Господу миров.