Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал ["ан'амта"]...» (Коран, 1:6-7).
Как видим, в первой суре Корана наш Господь употребил одну из форм глагола «а́н'ама» («одарить благом, наградить»), происходящего от слова «ни́'ма» («дар, благо, милость»). В Его Книге эти понятия встречаются довольно редко - намного реже, чем различные формы слов «ра́хима» («миловать, щадить») и «ра́хма» («милость, милосердие»).
«Те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с теми, которых облагодетельствовал Аллах из числа пророков, правдивых людей, мучеников и праведников. Прекрасны же эти спутники!» (Коран, 4:69);
«Это - те, которых облагодетельствовал Аллах из числа пророков, бывших потомками Адама и тех, кого Мы унесли (в ковчеге) вместе с Нухом (Ноем), и потомками Ибрахима (Авраама) и Израиля, и из числа тех, кого Мы избрали и наставили на верный путь» (Коран, 19:58);
«Воистину, Мы даровали тебе (, Мухаммад,) явную победу, чтобы Аллах простил тебе те грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он завершил до конца Свою милость ["ни'ма"] к тебе и повёл тебя верным путём» (Коран, 48:1-2).
Особенность слова «ни'ма» заключена в том, что им именуют какой-то конкретный дар:
«Если вы захотите считать благодеяния ["ни'ма"] Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах - прощающий, милосердный» (Коран, 16:18).
Понятие же «рахма» означает всю ту милость, которая есть у Аллаха (или любую её часть). Как сказал об этом Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха):
«Аллах разделил милость ["рахма"] на части, оставил у Себя девяносто девять частей и ниспослал на Землю одну часть; благодаря этой части милосердие между собой проявляют все создания, вплоть до верхового животного, когда оно поднимает копыто над своим детёнышем (, которого кормит), опасаясь покалечить его»;
«Поистине, у Аллаха есть сто (частей) милосердия, из которых Он ниспослал (на Землю только) одну часть милости (, распределив её) среди джиннов, людей, животных и насекомых. Благодаря ей они проявляют сочувствие и милосердие друг к другу, и благодаря ей дикий зверь чувствует симпатию к своему детёнышу. Остальные же девяносто девять (частей) милости Аллах Всевышний отложил, чтобы помиловать этим Своих рабов в День воскресения» (оба варианта хадиса переданы аль-Бухари и Муслимом).
Очевидно, что в первых аятах под словами «ни'ма» и «ан'ама» Аллах имеет в виду те милости, которые связаны с Его религией и которыми Он почтил всех пророков и праведников (см. также
Чем Аллах не обделит Своих праведных рабов? Признаки того, кто уповает на Аллаха). Именно об этом Его и молят мусульмане в каждом намазе, читая вслух суру «аль-Фа́тиха», и владелец именно этих даров Аллаха является настоящим богачом, который доволен своим Господом, Его приказами и запретами и судьбой, предрешённой Им. И никакие жизненные трудности и даже глобальные катастрофы не могут сбить его с этого пути (см.
Вера и боги людей Ислам и культ государства).
К тем качествам этих людей, о которых мы уже говорили в прошлых статьях, следует добавить ещё два: великодушие и снисходительность. Такие мусульмане не являются злопамятными и мстительными, ибо воспринимают все обиды, наносимые людьми, как часть предопределения Аллаха. Возможно, это и имел в виду Иисус, заповедавший его ученикам:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (От Матфея, 5:38-41).
А Всевышний Аллах говорит:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним (мусульманам). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы от тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» (Коран, 3:159);
«О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жён и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их, но если будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах - прощающий, милосердный» (Коран, 64:14).
Как прокомментировал последний аят шейх ас-Саади:
«Кто умел прощать, того простит Аллах. Кто был милостив, того помилует Аллах. Кто выполнял Его приказы так, как нравится Ему, и относился к людям так, как они того желали, принося им пользу, тот заслужит Его любовь, любовь Его рабов и утвердится на прямой стези».
Не заслуживают прощения лишь те, кто упрямо отрицал свои грехи или был уличён судом в тяжких преступлениях:
«Когда им (лицемерам) говорят: "Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения (у Него)", - они качают головой, и ты видишь, как они отворачиваются, будучи надменными. Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения - им всё равно. Аллах не простит их. Воистину, Аллах не ведёт верным путём нечестивых людей» (Коран, 63:5-6);
«Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в грядущий (Судный) День. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (Коран, 24:2).
Поэтому
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (От Матфея, 5:25). См. также
Смертная казнь в Исламе И хвала Аллаху, Господу миров.