Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Говорит раб (Аллаха): "Богатство моё! Богатство моё!" Но из всего его богатства ему принадлежат только три (части): то, что он съел и погубил, то, что он надел и износил, а также то, что он раздал (в виде милостыни) и приобрёл (за это награду Аллаха). Всё, что помимо этого, уйдёт от него и останется (другим) людям» (Муслим, ат-Тирмизи, Ахмад).
Первое и главное, что мы понимаем из этого хадиса - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам любить богатство как таковое. Исламские учёные используют много метафор, из которых наилучшими я считаю две: лекарства в домашней аптечке и сберегательный банк (само собой, беспроцентный). Нормальному человеку, в принципе, не нужны лекарства и он не горит желанием потратить на них весь свой заработок; он запасается ими лишь на случай болезни (себя или кого-то из соседей и родных). Точно также сотрудник банка, в котором хранятся миллионы и миллионы долларов, не испытывает к ним никакой тяги (по крайней мере, не должен); он вполне доволен тем жалованием, которую получает за работу с этими купюрами.
Отношение правоверного мусульманина к его имуществу подобно отношению обывателя к лекарствам в его доме или отношению банковского служащего к тем деньгам, которые проходят через его руки. Важно не то, как много или мало этих богатств, но то, принесут ли они их владельцу успех и счастье в загробной жизни. Что проку от накупленных лекарств, если некто не хочет принимать их во время болезни (или для профилактики в условиях эпидемии)? Какой смысл работать с утра до вечера в банке, пусть даже самом солидном, если жалование за этот труд меньше зарплаты дворника?
С другой стороны, Ислам не проповедует идей классовых ненависти и зависти бедняков к богачам - тем богачам, которые приобретают и расходуют своё имущество в рамках шариата. Передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце была хотя бы пылинка высокомерия». Какой-то мужчина спросил: «А если человеку хочется, чтобы его одежда и сандалии были красивыми?» Он ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное. Высокомерие же - это надменное отрицание Истины и пренебрежение людьми» (Муслим).
Что же касается хадиса:
«Не должно быть зависти (ни к кому), кроме двух (типов людей): человеку, которому Аллах даровал богатство и наделил его возможностью израсходовать это без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость (полезные знания) и который принимает решения в соответствии с ней и обучает ей (других)» (аль-Бухари, Муслим),
то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду так называемую «белую зависть», при которой человек не желает зла другому, а хочет подняться до его уровня. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
"(Однажды) бедные мухаджиры пришли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: «Владеющие большими богатствами (из мусульман) достигли наивысших степеней (поклонения) и (обеспечили себе) вечное блаженство!» Тот спросил: «О чём вы?» Они сказали: «Они молятся, как молимся мы, и постятся, как постимся мы, (однако) они подают милостыню, а мы - нет, и они освобождают (рабов), а мы - нет!» (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует), ответил: «Так не научить ли вас тому, что позволит вам догнать опередивших вас, и вы опередите с помощью этого тех, кто идёт за вами (по усердности поклонения), и никто не станет лучше вас, кроме того, кто совершал то же, что совершали вы?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «Восславляйте, восхваляйте и возвеличивайте (Аллаха) по тридцать три раза после каждой молитвы». А (через некоторое время) бедняки из числа мухаджиров вернулись к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: «Наши братья, обладающие богатствами, услышали о том, что мы делаем, и (стали) делать то же самое!» (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Это - милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает...» (Коран, 5:54)" (аль-Бухари, Муслим)
Как видим, бедные мусульмане тех времён не желали ничего плохого их богатым братьям, однако хотели превзойти их в праведных делах, как это повелел Господь миров:
«Пусть же в этом (стремлении к Раю) и состязаются состязающиеся!» (Коран, 83:26).
Возвращаясь к первому хадису, замечу, что все виды имущества мусульманина могут принести ему посмертную награду, если употреблять их правильно - вплоть до еды и питья (см. также
Искренность в Исламе,
О Божьей благодати). Как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Поистине, Аллах доволен рабом, когда тот ест пищу и восхваляет Его за неё или пьёт напиток и восхваляет Его за него» (Муслим).
А Всевышний Творец сказал:
«О сыны Адама! Надевайте ваши украшения (одежду) возле каждой мечети, ешьте и пейте, но не излишествуйте. Воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7:31).
То есть Он доволен Его правоверными рабами даже тогда, когда те просто едят и пьют - при условии, что эти пища и питьё дозволены, а сами люди соблюдают правила исламского этикета, принимая их.
И да благословит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.