В пучине философской глупости

Jul 05, 2017 20:25

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Человек, внимательно изучающий ашаритский мазхаб, рано или поздно наткнётся на такие мнения его лидеров, о которых сами ашариты стыдливо помалкивают. Что вы, например, скажете о следующей цитате из тафсира ар-Рази:

«Согласно нашему мазхабу, Аллах Всевышний может ввести неверных в Рай, а аскетичных и набожных мусульман - в Огонь, ибо Ему принадлежит вся власть, которой никто не воспротивится. <...> Что же касается Его слов о том, что Аллах не простит многобожие, то мы говорим: по нашему мнению и мнению большинства мутазилитов Басры, такое прощение возможно» («Мафатиху-ль-гайб», 6/203)?

Вот такие и похожие философские бредни считаются у ашаритов «ошибкой иджтихада», а люди, открыто высказывающие их в своих книгах, сохраняют статус «великих учёных этой уммы»:

«(ар-Рази) - единственный в своём веке, который превзошёл людей своего времени в схоластике, рациональных и базовых науках. У него имеются полезные труды по многочисленным наукам, в том числе - толкование благородного Корана, где он собрал всё удивительное» («Вафаяту-ль-а'ян» Ибн Халикяна, 4/249).

Кроме того, ашаритов и мутазилитов роднит не только общая философия, но и общая методология. И те, и другие утверждают, что любые шариатские доводы надо взвешивать на весах разума и логики, отвергая всё, что нам кажется алогичным. К примеру, мутазилитский учёный Абду-ль-Джаббар аль-Хамазани говорил:

«Достоверно установлено, что обязанность каждого вменяемого человека - познать Всевышнего Аллаха путём размышления над доводами (из Корана и Сунны), и ему нельзя возвращаться к слепому следованию за ними» («Муташабиху-ль-куръан», 1/96).

На этой же позиции настаивают и многие ашариты:

"...те, кто говорил, что первой обязанностью (рабов) является познание (Аллаха) - как, например, имам двух Святынь (аль-Джувайни) - доказывали это тем, что исполнять любой приказ с желанием добровольного подчинения (повелителю), как и избегать запрещённых поступков в виде добровольного воздержания (человек) может только после знакомства с тем, кто приказывает и запрещает (ту или иную вещь). Другие же возразили на это тем, что познание невозможно без раздумий и поиска доказательств, которые предшествуют обязанности (познать Аллаха) и тоже являются обязательными. Поэтому первой обязанностью (рабов) должно быть размышление (над объектом познания). К этому (мнению) пришла некоторая часть (учёных) - такие, как Ибн Фаурак, которые вслед за этим сказали, что размышление состоит из множества элементов, причём одни элементы базируются на других. Поэтому первой обязанностью (человека) должна быть (некоторая вступительная) часть этого размышления, как это передано от кады Абу Бакра бин ат-Тайиба. И от устаза Абу Исхака аль-Исфараини (известно), что первой обязанностью должно быть стремление к раздумью. <...>

Однако в (толковании) к «Книге веры» я уже упомянул тех, кто принципиально отверг это мнение, придерживаясь слов Всевышнего: «Обрати же своё лицо к этой религии, будучи ханифом. Таково естественное состояние, на котором Аллах создал всех людей» (Коран, 30:30), и (того, что сказано в) хадисе: «Каждый младенец рождается в естественном состоянии». Из буквального смысла аята и хадиса следует, что познание (Истины) заложено в самой основе (человеческой) природы. Но конкретная личность может выйти за рамки этого ввиду слов (Пророка), мир ему и благословение Аллаха: «…а его родители потом делают из него иудея или христианина».

С этим согласился Абу Джа'фар ас-Самнани, один из предводителей ашаритов, сказав: «Это одна из проблем мутазилитов, которая осталась в высказываниях аль-Аш'ари. (Ответ) на неё делится на (две части): то, что каждый человек обязан познать Аллаха с помощью доводов, указывающих на Его бытие, и то, что в этом вопросе недостаточно слепо следовать за кем-то»" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 13/349).

Конец же этих философских метаний вполне предсказуем - полный куфр и выход из Ислама, что мы и наблюдаем последние 100 лет у ашаритско-суфийских общин.

Читайте также:

Связь между верой в имена и атрибуты Аллаха и поклонением Ему
Что важнее: разум или доводы шариата?
Откуда растут уши ашаритской философии
Об убеждениях имама Ахмада
Ответ философам и схоластам
Джахмо-такфириты порочат саляфов

И хвала Аллаху, Господу миров.

Ашариты, Грехи и заблуждения мусульман

Previous post Next post
Up