Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Когда саляфитские учёные резко отзываются об ашаритах, те иногда пускают в ход аргументацию следующими хадисами: передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда ашариты остаются без кормильца после боевого похода или же когда еды у их семей в Медине бывает мало, то они собирают всю (пищу), которая есть у них, на одну одежду, а потом делят это между собой одной посудиной поровну. Так вот, они происходят от меня, и я являюсь частью их!» (аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе:
«Как прекрасны племена Хайй, Асад и ашариты - они не бегут (от врага) во время битвы и не проявляют скупости. Они происходят от меня, а я являюсь частью их!» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким; аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак»,
2/423).
Логика современных ашаритов такова: их учёные не могут быть плохими, потому что они следуют за человеком, чьи предки принадлежали к этому арабскому племени!
Но тогда мы зададим им вопрос: почему вы не приемлете ту же логику в отношении племени бану Тамим, из которого происходят шейх Ибн Абди-ль-Ваххаб и его потомки? Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно предсказал, что тамимиты продемонстрируют наибольшую стойкость в дни смуты Даджжаля и что большинство из них войдут в Рай по заступничеству одного праведника! (см.
Откуда выйдет рог Сатаны?) Но нет, здесь вы говорите, что данное предсказание не относится к каждому тамимиту - ибо из их среды вышел и духовный праотец всех хариджитов Зу-ль-Хувайсира.
Ну а мы тогда имеем полное право считать, что пророческие хадисы об ашаритах вовсе не гарантируют праведность каждому мусульманину с ни́сбой (прозвищем) «аль-Аш'ари». С другой стороны, каждый человек, искренне следующий Сунне, является духовным потомком Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его семьи независимо от происхождения, как говорил Шейху-ль-ислам:
"Каждый верующий происходит от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как сказал Его близкий друг (Ибрахим): «Тот, кто последовал за мной, относится ко мне» (Коран, 14:36). И сказал (Аллах, передавая слова Талюта): «Тот, кто не вкусит (воды из реки), относится ко мне» (2:249)" («Маджму'у-ль-фатава», 15/84-85).
Кроме того, эти сектанты не желают принимать саляфитские комментарии к хадису про Неджд, откуда однажды выйдет рог Шайтана, и обычно спрашивают: почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха), предупреждая о смутах, говорил о востоке и указывал рукой на восток - хотя по отношению к Аравии Ирак расположен скорее на севере? Одна из глав «Сахиха» аль-Бухари так и называется: "О словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Испытание придёт с востока»".
Ответим им ещё одной цитатой из фетв Ибн Таймии (относящейся, правда, к другому хадису):
"Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил эти слова, находясь в Медине. Всё то, что расположено к западу от неё, было (для него) западом, т.е. Шам и Египет. А то, что расположено восточнее неё, было востоком - (Аравийский) полуостров и Ирак. Праведные предки называли жителей Шама «жителями запада», а жителей Ирака - «жителями востока»" («Маджму'у-ль-фатава», 28/552).
На сей раз Шейху-ль-ислама обвинить в подлоге не получится - он никак не мог знать, что через 450 лет в Неджде родится имам Ибн Абди-ль-Ваххаб, а потому и не мог злонамеренно отводить внимание мусульман от этой территории!
Последнее возражение наших оппонентов состоит в том, что Ирак по преимуществу является низменностью - тогда как «Наджд» в арабском языке означает возвышенность. Здесь надо отметить, что исторически «Ираком» у арабов принято называть две территории: арабский Ирак - низменность междуречья Тигра и Евфрата, и
иноземный Ирак - земли нынешнего Ирана восточнее Ирака (с городами Исфахан, Рей, Казвин и Керманшах). Да и в арабском Ираке есть гористые районы, принадлежащие Курдистану.
И закончим отрывком из касыды «ан-Нунийя» имама Абу Мухаммада аль-Кахтани аль-Андалуси (ум. в 383 г. х.), признанного всеми суннитскими учёными его эпохи:
"Сказал о нём Абу Са'ид аль-Идриси: «Он был одним из самых превосходных людей и людей, заслуживающих доверия». Сказал Гунджар: «Поистине, он был факыхом и хафизом, собравшим все исторические материалы о жителях Андалусии». Сказал ас-Сам'ани о нём: «Он был факыхом и хафизом, путешествовавшим в поисках знания с востока на запад, да помилует его Всевышний Аллах»" («Нафху-т-тыб» аль-Маккари,
2/142).
«О, ашариты! О все те, кто утверждает свои ереси и страсти без какого-либо довода!
Явился к вам суннизм, защищённый от всякого поэта, который непристойно выражает смыслы (слов).
Его рифмы пронизаны хвалебными стихами и сатирой - так, что в общем они вызывают у меня трудности.
Его красноречие вылетает от (кипения) его страстей - как скала, падающая с вершин Кахляна.
Я имею всех вас в виду в этой касыде, разрывающей в клочья ваши завесы над странами (Ислама).
Для рафидитов она - словно плеть Умара, оставившая их головы без ушей.
Для астролога и врача она подобна смерти, о которой они оба препираются.
Для голов отступивших от Истины она является мигренью, невыносимо бьющей в оба виска.
Она попала в сердца ашаритов, и их тела стали подобны обезьяньим.
Однако для поборников Истины она является чистым мёдом или финиками Медины, (подаренными) громко просящему.
И я - тот, кто начертал её и привёл её в порядок, как жемчужные ожерелья.
И оказал помощь сторонникам Истины по мере своих возможностей, и нанёс каждому её противнику по две пощёчины.
И наряду с этим она объединила в себе огромные знания, для толкования которых чересчур мало места в моём диване.
Её стихи подобны садам, где собирают урожай, слушая их, и сборщику это не надоедает.
И начертание её строк подобно наряживанию красавиц.
И прошу Аллаха принять мою касыду от меня и благодарю Его за то, что Он поручил мне это».
Читайте также:
О достоинствах Шама Ризаитдин Фахретдинов об Ибн Абди-ль-Ваххабе Одобрение шейха Ибн Абди-ль-Ваххаба и его призыва Запретил ли Аллах военные походы на Мекку? Законность Саудовского государства Международный козёл отпущения И хвала Аллаху, Господу миров.