Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Продолжим наш прошлый разговор о том,
прощает ли Аллах убийц, запятнавших руки кровью мусульман, и разберём ещё одну историю, проливающую свет на данную тему: передаётся, что Абдулла бин Аби Хадрад рассказал:
"Нас с группой мусульман направил в долину Идам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы выехали. Когда мы находились в середине Идама, мимо нас проезжал Амир бин аль-Адбат аль-Аджа'и на своём верховом верблюде. У него с собой были вещи и сосуд с молоком. Проезжая мимо нас, он приветствовал нас миром. Мы его не тронули. Но на него напал Мухаллим бин Джассама и убил его из-за какого-то разногласия между ними (в прошлом). Он взял его верблюда и вещи. Когда мы вернулись к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сообщили ему об этом, про нас был ниспослан следующий аят из Корана: «О те, которые уверовали! Если вы выступили на пути Аллаха, то сначала выясните и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты не являешься верующим” - желая получить выгоду мирской жизни» - и до конца аята (Коран, 4:94)" (Ахмад, аль-Байхакы).
Урва бин аз-Зубайр со слов своих отца и деда сообщил:
"Мухаллим бин Джассама аль-Ляйси убил мужчину из племени Ашджаа, (когда тот уже принял) Ислам, и это был первый случай выкупа (за убийство), который присудил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Об убийстве ашджаита завёл разговор Уяйна, (требуя возмездия), поскольку он был из племени Гатафан. Об этом же заговорил аль-Акраа, (защищая) Мухаллима, потому что он сам был из племени Хындиф. Их голоса становились всё громче, а споры и шум - всё напряжённее. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «О Уяйна, не принять ли тебе выкуп?» Уяйна же ответил: «Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, (я не оставлю его), пока не заставлю его женщин испытать ту же горечь, которую испытали по его воле мои женщины!» <...>
Тут встал человек из племени бану Ляйс по имени Мукяйтиль, обвешанный оружием и со щитом в руке, и сказал: «О Посланник Аллаха! Я могу сравнить поступок этого (убийцы) в начале Ислама только со стадом овец, пришедшим на водопой: когда одну овцу поразили, другие убежали. Реши этот вопрос сегодня, как положено, а завтра можешь изменить (меру наказания)». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал тогда: «(Вы возьмёте выкуп): пятьдесят (верблюдов) сейчас же, и пятьдесят, когда вернёмся в Медину» - а это происходило во время одной из поездок. Мухаллим же был высоким смуглым мужчиной, стоявшим в стороне от людей. И они не прекращали (спорить), пока он не отделился от них и сел перед Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Из его глаз текли слёзы, и он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я содеял то, о чём сообщили тебе, и я каюсь перед Аллахом, благодатен Он и велик, попроси же у Аллаха прощения для меня, о Посланник Аллаха!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ты убил его своим оружием в начале Ислама (т.е. только приняв Ислам)? О Аллах, не прощай Мухаллима!», (сказав) это громким голосом" (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад; см. «ас-Сияр» аз-Захаби, 27/100-101. В иснаде хадиса есть слабый передатчик по имени Зияд бин Са'д).
Ибн Исхак, рассказавший этот хадис, добавил:
«Те люди, (согласившиеся на выкуп), были убеждены, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попросил для него прощения позже» (передал Абу Дауд; см. также «Заду-ль-ма'ад» Ибн аль-Кайима,
3/320).
Отсюда мы понимаем, что мусульманин, злонамеренно убивший другого мусульманина, может надеяться на прощение; во-первых, Аллах в Коране, обращаясь к таким людям, назвал их верующими, а во-вторых, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел казнить Мухаллима, несмотря на настойчивые просьбы Уяйны бин Хисна, и в дальнейшем взмолился о прощении первого. Как сказал шейх аль-Азым Абади:
«(Мольба о прощении Мухаллима) соответствует общему смыслу хадиса, ибо когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел Уяйне взять компенсацию вместо воздаяния равным (за убийство), он тем самым помиловал его» («Ауну-ль-ма'буд»,
12/143).
Читайте также:
Об убийцах и смерти Почему незаконные убийства аморальны? К чему ведут неправедные войны? Один из благородных хадисов Казнить нельзя помиловать. Смертная казнь в Исламе Довод против хариджитов И хвала Аллаху, Господу миров.