Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Один из самых любимых пунктов антиисламской пропаганды врагов Аллаха ещё со времён военного похода Абдуллы бин Джахша - то, что Аллах разрешил Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине насаждать шариат мечом. По их мнению, настоящий пророк не должен воевать и убивать - в доказательство они приводят мирную жизнь Иисуса Христа и его апостолов. Что возразить на это?
Начнём с того, что по воле Аллаха у всех пророков были враги, противостоящие их призыву:
«Так Мы определили для каждого пророка врагов - шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (Коран, 6:112).
О том, почему Аллах попустил это, см. статью
Беды человечества и воля Аллаха. Однако наш Господь создал человеческий род не для того, чтобы, подобно тирану-маньяку, угнетать и истязать его. Нет, Он наградил нас силой и волей на то, чтобы вести с Иблисом (Дьяволом) и его слугами непрерывную жестокую борьбу, которая не прекратится вплоть до Судного Дня:
«Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться Шайтану (Сатане), который является вашим очевидным врагом, и поклоняться Мне?» (Коран, 36:60);
«Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных. Аллах предписал: "Победу непременно одержим Я (т.е. Моя религия) и Мои посланники!" Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный» (Коран, 58:20-21).
Одним пророкам (как и их последователям) Всевышний дал право и силу обороняться и подавлять врагов напрямую, т.е. собственными руками. Эти пророки имели не только сплочённую общину приверженцев, но и государственную власть, позволявшую им судить и карать преступников, а внешним врагам объявлять войну. Примером такого «воинственного» пророка был древнеизраильский царь Дауд (Давид):
«Когда они (армия Дауда) появились перед Джалютом (Голиафом) и его войском, то сказали: "Господь наш! Ниспошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми". Они разгромили их по воле Аллаха. Дауд убил Джалюта, и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал» (Коран, 2:250-251).
Но второй категории пророков Аллах вручил намного более грозное оружие - право призвать на своих врагов стихийные и социальные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, голод, эпидемии, произвол тиранов и т.д.). Самым ярким примером этого был посланник Аллаха Нух (Ной), по просьбе которого Он опустошил землю великим потопом:
«Нух сказал: “Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только неверующих грешников. Господи! Прости меня, моих родителей и тех, кто вошёл в мой дом верующим, а также всех верующих мужчин и женщин. А беззаконикам не приумножай ничего, кроме погибели!”» (Коран, 71:26-28).
Также Аллах подверг великим страданиям народ Египта во времена Мусы (Моисея, мир ему):
«Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений. Однако они возгордились - они были народом грешным. Когда кара поразила их, они сказали: "О Муса! Помолись за нас твоему Господу о том, что Он обещал тебе. Если ты избавишь нас от наказания, то мы поверим тебе и отпустим с тобой сынов Израиля". Когда же Мы избавили их от мук до определённого срока, которого они непременно должны были достичь, они нарушили обещание. Мы отомстили им и потопили их в море за то, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (Коран, 7:133-136).
Да и пророк Иса аль-Масих (Иисус Христос), несмотря на его благонравие, не стерпел молча предательство своего народа:
«Неверующие сыны Израиля были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям (Марии). Это потому, что они ослушались и преступили (законы Аллаха)» (Коран, 5:78).
Катастрофические последствия проклятия Исы не заставили себя долго ждать:
«Мы предопределили сынам Израиля в Писании: "Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете крайне высокомерными". Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание (Аллаха) было исполнено.
Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы сказали: "Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе". Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить всё, что попало им в руки» (Коран, 17:4-7).
Большинство толкователей Корана сошлись на том, что в последнем аяте Аллах напоминает нам об Иудейской войне 66-71 гг., когда был разрушен Второй Иерусалимский храм, а сотни тысяч евреев погибли, были захвачены в рабство или бежали из Палестины.
«Неверующие говорили своим посланникам: "Мы изгоним вас из нашей земли, или же вы вернётесь в нашу религию". Тогда Господь внушал им (посланникам): "Мы непременно погубим беззаконников и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы"» (Коран, 14:13-14).
Анализируя эти бурные исторические события, мы неизбежно придём к выводу, что «право меча», дарованное последнему Божьему посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и его общине есть наиболее гуманное и мягкое средство борьбы против врагов Аллаха, убивающих и изгоняющих из своих стран пророков и праведников. Исламская армия, ведущая сражение в рамках шариата, не убивает всех подряд: некоторых она берёт в плен, а некоторым сохраняет и жизнь, и свободу - в обмен на присягу и подчинение правителю мусульман (по приказу которого она воюет).
«В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от язычников. Если вы (, неверные,) раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернётесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Возвести (, о Пророк,) неверным о мучительных страданиях.
Это не относится к тем язычникам, с которыми вы (, мусульмане,) заключили договор и которые после этого ни в чём его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных.
Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте язычников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются, станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный.
Если же какой-либо язычник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди» (Коран, 9:3-6);
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Он ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 5:8).
Это выгодно отличает джихад от слепых природных стихий и социальных катастроф, которыми Аллах наказывал врагов многих пророков и праведников до Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Кроме этого, Аллах время от времени лишает мусульманские страны и народы сил для вооружённой борьбы против кяфиров, тогда как природные бедствия не утихали до полной гибели тех, на кого Он разгневан (например, потоп в эпоху Ноя). Всё это ещё раз подтверждает правоту Его слов:
«Мы ниспослали тебя (, Мухаммад,) не иначе, как милость для миров» (Коран, 21:107).
Заметим в конце, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды была возможность выбрать между двумя вышеуказанными средствами самозащиты и он выбрал первое. В одном из хадисов он рассказывал жене Аише:
«Я вытерпел от твоего народа (многое), но самым тяжким из того, что я вытерпел от них, был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Яляйлю бин Абд Кулялю (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него хотел. И тогда я удалился с огорчением на лице, придя в себя только после того, как добрался до Карн ас-Са’алиб. Я поднял голову (и заметил), что стою под облаком, накрывшим меня своей тенью. Взглянув, я (увидел) на нём Джибриля, мир ему, который обратился (ко мне) и сказал: "Поистине, Аллах Всевышний слышал слова, сказанные тебе твоим народом, и то, чем они ответили тебе, и Он направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему относительно них то, что пожелаешь". А потом ко мне обратился ангел гор, который приветствовал меня и сказал: "О Мухаммад, поистине, Аллах слышал слова, сказанные тебе твоим народом, а я ангел гор, и Господь мой направил меня к тебе, чтобы ты отдал мне приказ, так чего же ты хочешь? Если пожелаешь, я обрушу на них аль-Ахшабейн (две горы в Мекке)!"»
(На это) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу только о том, чтобы Аллах вывел из их чресл тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и не приобщает к Нему ничего!» (аль-Бухари; Муслим).
В следующей статье мы, если будет угодно Аллаху, разберём тему экстремистских сект в Исламе, спекулирующих на теме джихада.
И в конце - хвала Аллаху, Господу миров!