Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
После всего сказанного в предыдущей статье, я думаю, немусульмаские читатели иначе воспримут тот аят Корана, где Аллах говорит:
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути (к вражде) против них» (Коран, 4:34).
Мы видим, что наш Господь, во-первых, запретил причинять какие-то обиды честным и послушным супругам, а во-вторых, установил определённый порядок исправления строптивой жены. Обратимся к комментариям шейха ас-Саади:
«Затем Аллах сказал, что если муж опасается непокорности своей жены, т.е. если она отказывается повиноваться ему и ослушается его на словах и в делах, то муж должен прибегнуть к воспитательным мерам, переходя от простых к более сложным. Вначале ему следует дать супруге наставление, т.е. разъяснить ей отношение Аллаха к тем женщинам, которые повинуются своим мужьям, и к тем, которые ослушаются их; рассказать ей о вознаграждении за покорность мужу и наказании за неповиновение ему. Если жена перестанет ослушаться, то он добьётся желаемого. В противном случае ему следует не ложиться с ней в одну постель и не вступать с ней в половую близость до тех пор, пока это не принесёт желаемого результата. Если же подобная мера воспитания тоже не принесёт никакой пользы, то мужу разрешается побить жену, не причиняя ей сильных страданий».
Примером того, как следует физически наказывать жену, был пророк Айюб (мир ему):
«Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. Возьми в руку пучок, ударь им (жену) и не нарушай (данной тобою клятвы)» (Коран, 38:43-44).
Толкование имама Ибн Кясира:
«Это было потому, что Айюб, мир ему, рассердился на свою жену, обнаружив, что она совершила (какое-то скверное) дело... и поклялся, что если Аллах исцелит его, он непременно высечет её сотней ударов. <...> Когда же Аллах исцелил его..., то Аллах, могуч Он и почтенен, отдал ему приказ взять пучок, которым был прут из ста пальмовых веток, и ударить им её один раз, дабы его клятва была выполнена и он избежал её нарушения» («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 7/76).
Таким образом, Аллах избавил супругу Аюйба от необходимости терпеть сто ударов плёткой; но и тот единственный удар, который он нанёс своей жене, не имел целью причинить ей какой-то реальный вред:
«Аллах повелел ему это не для того, чтобы он побил свою женщину сверх меры, необходимой для воспитания» («Тафсиру-ль-Куртуби», 15/190).
Доказательством последней фразы являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они - ваши пленницы, и вы не имеете права быть (суровыми к ним), если только они не содеют что-нибудь явно непристойное. Если же они совершат это, то покидайте их на ложах и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа. ат-Тирмизи назвал хадис достоверным и также его одобрил аль-Альбани. См. «Сахиху-ль-джами'и-с-сагыри ва зиядатух»,
2/304);
«Они обязаны не позволять сидеть на ваших ложах никому из тех, кто вам неприятен; если же они сделают это, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом!» (Муслим).
Также сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, рассказал:
"(Однажды) я спросил: «О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни покидать её, кроме как в пределах дома (т.е. оставлять её на ложе)»" (Абу Дауд, Ибн Маджа. Достоверность подтвердил ад-Даракутни. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 4/12).
В семейной жизни самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) есть лишь один достоверный эпизод с рукоприкладством: передаётся, что Аиша рассказала:
"Когда наступила моя ночь, которую Пророк, мир ему и благословение Аллаха, должен был провести у меня, он вернулся и снял свой плащ, снял сандалии, положив их у свои ног и, расстелив один конец изара на кровати, прилёг. Он выждал какое-то время, пока не счёл, что я уже уснула, затем взял тихонько свой плащ, тихонько обулся и, открыв дверь, вышел, а затем осторожно закрыл её. Я надела на голову свой шлем, закрыла своё лицо и подвязала на себе свой изар, потом отправилась следом за ним. А пришёл он на кладбище аль-Бакыа. Он встал и долго стоял, затем поднял свои руки три раза, после чего повернулся. Тогда я тоже повернулась. Тут он пошёл быстрее, и я тоже пошла быстрее. Тогда он побежал и я побежала тоже. Он прибыл (домой), и я прибыла, но я обогнала его и, войдя, сразу же легла. Он вошёл и спросил: «Что это ты, Аиша, запыхалась, волнуешься?» Я ответила: «Ничего». Он сказал: «Сейчас же расскажи мне, в чём дело, а иначе мне это сообщит Предобрый и Всеведущий». Я воскликнула: «О Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя!», - и рассказала ему всё, а он спросил: «Значит, ты была тем чёрным пятном, которое я видел перед собой?» Я ответила: «Да». И он шлёпнул меня в грудь так, что я почувствовала боль, а затем сказал: «Неужели ты подумала, что Аллах и Его Посланник обидят тебя?!»" (Муслим).
Как пояснил имам ан-Навави, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, толкнул Аишу в грудь либо ударил её всей ладонью (см. «аль-Минхадж»,
7/44).
И разумеется, что реальное домашнее насилие мужчин над женщинами входит в число тяжких грехов, как передал об этом Му‘авия бин аль-Хакям:
"У меня была молодая рабыня, которая пасла моих овец перед Ухудом и аль-Джавванийей. Однажды я увидел, как волк увёл у неё овцу. Я - такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться так же, как и все остальные. Случилось так, что я сильно ударил её. А когда я пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха! Не даровать ли ей свободу?» Он велел привести её к нему, а затем спросил её: «Где Аллах?» Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты - посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи её, потому что она - верующая»" (Муслим). См. также
Статус и права рабов в Исламе Не стоит забывать и о том, что в христианских семьях средневековой Руси мужчинам разрешалось бить непослушных жён не меньше, чем в мусульманских:
«А увидит муж, что у жены и у слуг непорядок, или не по тому обычаю, как в этой книге писано, умел бы свою жену наставлять и учить полезным советам; если слушает - из этого исходить, и любить её, и жаловать; но если жена по мужнему научению и наставлению не живёт, и всего, как положено, не исполняет, и сама порядку не знает, и слуг не учит - тогда должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, и пожалеть, и приласкать, и с любовью наставить; и всё - по рассуждению, при том мужу на жену не гневаться, ни жене - на мужа; всегда жить в любви и чистосердечии.
Слуг и детей также, смотря по вине и по проступку наказать и посечь, а, наказав, пожалеть, а государыне за слуг заступаться по обстоятельствам, тогда и служкам уверенней.
Но если жена или сын, или дочь слову или наставлению не внимает и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не перед людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить, и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену.
А за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под дых кулаком, ни пинком, ни палкой не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьёт, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец и головная и зубная боль, а у беременных женщин и повреждение детей в утробе. Поэтому мужу бить плетью - бережно, с поучением; оно и вразумительно, и больно, и страшно, и здорово; и только за большую вину и огорчение, за серьёзное и страшное ослушание и нерадение, - тогда, сняв рубашку и за руки держа, по вине смотря, плёткой вежливенько побить. Да, поучив, примолвить, чтобы не гневалась, и люди бы того не ведали и не слыхали, и жалобы о том не было.
И никогда чтоб не было брани, побоев и гнева по ссоре слуг или их взаимным наговорам без справедливой проверки, и если были оскорбления или недобрые речи или свои подозрения, - виновного наедине допросить по-хорошему: покается искренне, без всякого лукавства - милостиво наказать да простить, по вине смотря; но если оговорённый не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь вражды не было. А наказывать лишь по вине и по прямой проверке; если же виновный в грехе своём и проступке не кается, тут уж надобно жестокое наказание, чтобы был виноватый наказан, а правый оправдан; повинную голову меч не сечёт, а покорное слово кость ломит» («Домострой»,
3/38).
Читайте также:
Преступление и наказание Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней? Наказание за воровство Для тех, кто любит отвечать: «Это твои проблемы» и «На себя посмотри» И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.