Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сегодня мы разберём несколько ложных историй, на которых часто спекулируют могилопоклонники, прикрывающиеся Исламом. Первая: имам ан-Навави в биографии сподвижника Укбы бин Амира поведал следующий эпизод:
«Он участвовал в завоевании Шама и был послан гонцом к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, с известием о взятии Дамаска. Он достиг Медины за семь дней, а вернулся обратно в Шам за два с половиной дня благодаря тому, что воззвал с мольбой возле могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил его ходатайства (перед Аллахом) для сокращения (обратного) пути» («Тахзибу-ль-асмаи ва-ль-люгат»,
1/336).
Он привёл эту историю без иснада (т.е. без ссылки на передатчиков), и потому мы не обязаны ей верить. В книгах других имамов вы ничего подобного не найдёте: вот, к примеру, что сообщил об Укбе хафиз аз-Захаби:
"Али бин Рабах передал, что Укба рассказал: «Я выехал из Шама в пятницу и въехал в Медину в пятницу, и Умар сказал мне: “Ты снимал свою обувь (перед омовением)?” Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: “Ты поступил согласно Сунне”»" («Сияру а'лями-н-нубаля», 2/467-468; Ибн Маджа приводит тот же хадис, но связанный с возвращением Укбы из Египта).
О его мольбе возле могилы Посланника (мир ему и благословение Аллаха) аз-Захаби и другие историки не передали ни единой буквы. Второй эпизод связан с имамом табиунов Мухаммадом бин аль-Мункадиром:
"Сказал Мус’аб бин Абдилля, что ему сообщил Исмаил бин Якуб ат-Тайми: Ибн аль-Мункадир сидел вместе со своими сподвижниками и его поражала глухота. Тогда он вставал и клал свою щёку на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем возвращался на место. Его упрекнули за это и он сказал: «Поистине, меня охватывает опасное состояние, и, когда я это чувствую, то прошу помощи у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Он приходил в одно место мечети, лежал и валялся там. Его спросили об этом, и он сказал: «Поистине, я видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на этом месте»" («Сияру а’лями-н-нубаля», 5/358-359; «Тариху Димашк» Ибн Асакира,
56/50-51).
Эта история тоже недостоверна; сам же имам аз-Захаби назвал Исмаила ат-Тайми ненадёжным рассказчиком:
«Абу Хатим считал его ненадёжным, так как ему принадлежала неприемлемая история об (имаме) Малике, приведённая Хатыбом» («Мизану-ль-и'тидаль»,
1/254).
О неточности этого передатчика говорили Абу Хатим, Ибн аль-Джаузи и Ибн Хаджар (см. «аль-Джарху ва-т-та'диль», 2/204; «ад-Ду'афау ва-ль-матрукун», 1/123; «Лисану-ль-мизан»,
1/444).
Третий рассказ, популярный среди могилопоклонников - о том, что второй аббасидский халиф Абу Джа’фар, находясь в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросил имама Малика:
"«О Абу Абдиллях! Повернуться ли мне к кибле и воззвать с мольбой или повернуться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Сказал (ему Малик): «Зачем тебе отворачивать лицо от него, в то время как он будет твоим посредником и посредником твоего праотца Адама, мир ему, перед Аллахом Всевышним в День воскрешения? Наоборот, повернись к нему и испрашивай у него заступничества, чтобы Аллах принял его ходатайство о тебе. Сказал Всевышний Аллах: “Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха принимающим покаяния и милосердным” (Коран, 4:64)»" («Китабу-ш-шифа» кады Ияда ас-Сабти, 2/401).
Разумеется, ничего подобного имам Малик не говорил и говорить не мог. Вот мнение имама Ибн Абди-ль-Хади аль-Ханбали об этой истории:
«О Малике известно, что он не обращался лицом к могиле во время мольбы, и этот рассказ, который упомянул кады Ияд и сообщил его с иснадом, (восходящим) к имаму Малику, не является достоверным. <...> Его иснад затемнён, прерывается и содержит (среди передатчиков) тех, кого обвиняли во лжи, и тех, чьё положение неизвестно» («ас-Сариму-ль-мунки»,
стр. 259-260).
Да и сам кады Ияд бин Муса в той же книге сообщил:
"Некоторые рассказали: «Я видел Анаса бин Малика, который пришёл к могиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, остановился, поднял свои руки так, что я подумал, будто он начал молитву, поприветствовал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а затем ушёл».
Сказал Малик в передаче Ибн Вахба: «Когда (мусульманин в пророческой Мечети) приветствует Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и молит (Аллаха о его благословении), то он стоит, (повернувшись) лицом к его благородной могиле, а не к кибле: подходит и приветствует, но не прикасается к могиле рукой».
И он же сказал во (фразе, взятой из книги Исмаила бин Исхака аль-Кады) «аль-Мабсут»: «Я не считаю нужным стоять возле могилы, взывая с мольбой, однако (его надо) поприветствовать и пойти дальше»" («Китабу-ш-шифа», 2/445-446). См.
Хариджиты против шейха аль-Альбани Этот же ритуал, пришедший от саляфов, исполнил покойный саудовский король Абдулла (да помилует его Аллах) - ритуал, который невежды могут расценить как поклонение Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
Click to view
Характерно и то, что все перечисленные истории отсутствуют в знаменитых сборниках хадисов, названия которых на слуху даже у полуграмотных мусульман. Читайте также:
Почему мы должны просить Аллаха? Что такое мольба? Доводы могилопоклонников Отведение сомнений Шейх аль-Альбани о душах умерших Паломничество мусульман И хвала Аллаху, Господу миров.