Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Народные традиции мусульман и шариат Аллаха - это далеко не одно и то же. И огромное количество людей, совершающих те или иные грехи, не делает эти грехи мелкими перед Господом миров. В наши дни многие (в том числе и мусульмане) ответят на вопрос, поставленный в заголовке статьи, утвердительно - просто потому, что они «собственными глазами видели это» на исламских кладбищах. Но давайте вспомним, что говорили на сей счёт Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его ученики?
Передаётся от Абу-ль-Хайяджа аль-Асади:
"Однажды Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в своё время направил меня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй»" (хадис от Муслима, № 969).
Сумама бин Шуффай передал:
"Мы были вместе с Фадалей бин Убайдом в землях Рима (т.е. Византии), у Родоса, когда один из наших спутников усоп. Тогда Фадаля бин Убайд повелел похоронить его и сровнять (могилу с землёй), а затем он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал сравнивать их (могилы) с землёй»" (Муслим, 968).
Недаром же имам Муслим назвал одну из глав своего сборника «Сахих»: «О повелении сравнивать могилу с землёй полностью», не сделав никаких исключений. А в следующей главе «Об покрытии могилы гипсом и сооружении здания на могиле» он привёл хадис от Джабира:
«Посланник Аллаха воспретил покрывать могилу гипсом, сидеть на ней и строить на ней» (Муслим, 970).
Далее, Абдулла бин Шурахбиль бин Хасан (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:
"Однажды Усман приказал сровнять могилы. После чего сровняли все могилы, кроме могилы Умм Амр бинт Усман. Увидев эту могилу, Усман спросил: «Что это за могила?» Ему ответили: «Эта могила Умм Амр». Затем он велел сровнять и эту могилу, после чего её сровняли" (Ибн Аби Шайба).
Мауля (вольноотпущенник) Ибн Аббаса передал:
"Сказал мне Ибн Аббас: «Если увидишь людей, которые хоронят покойного и вносят (в могилу) то, что не имеет отношения к могилам мусульман, то сровняй эту могилу с могилой (соседних) мусульман»" (Ибн Аби Шайба).
Халиф Му’авия (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, выравнивание могил является Сунной (обычаем Пророка). А возвышают их иудеи и христиане, поэтому не уподобляйтесь им» (ат-Табарани и Ибн Аби Шайба).
Поэтому шейху-ль-ислам (высший титул исламских учёных-богословов) Ибн Таймия, живший много веков назад, утверждал:
«Строительство особенных сооружений на могилах и установка (памятников) над ними являются религиозным новшеством, которого не было ни в эпоху сахабов и табиунов, ни во времена их последователей, ни в эпоху четырёх (великих имамов Сунны)» («Маджму'у-ль-фатава», 31/11).
Имам ан-Навави говорил:
«Порицается покрывать могилу гипсом, писать на ней и строить что-либо над ней; если же над ней построено (какое-то сооружение), то его сносят в тех случаях, когда кладбище принадлежит всем. Если же могила находится в собственности (конкретного человека), то этого не делают» («Раудату-т-талибин», 2/136).
Ибн Хаджар аль-Хайтами, приведя это мнение ан-Навави, добавил:
«И нет в этом отношении разницы между могилами праведников, учёных и всех остальных» («аль-Фатава-ль-фикхийяту-ль-кубра»,
3/141).
Наш современник, шейх Салих аль-Фаузан так пояснил слова халифа Али, сославшегося на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), «увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй»:
«В этом хадисе повелено разрушать купола, которые (построены) над могилами, и приказано сносить мавзолеи и гробницы. И одно из важнейших дел правителей мусульман и каждого мусульманина - уничтожение всего этого. Если у него есть полномочия и сила, то он устраняет это своей рукой. Но если он не имеет полномочий, то связывается с правителями мусульман, сообщает им и разъясняет это положение, после чего требует от них, чтобы они снесли это».
Также он ответил на то, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был якобы похоронен в мечети:
"...(некоторые) говорят, что мечеть Посланника (мир ему и благословение Аллаха) была сооружена над могилами, что и является, по их утверждению, доводом на дозволенность создания каких-либо построек над могилами.
Отвечая на это, мы говорим: «Воистину, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был похоронен в мечети. Его похоронили в его доме, которой был расположен вне мечети. Мудрость этого состоит в том, о чём упомянула мать правоверных (Аиша) - существовала опасность того, что могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха) превратят в мечеть. Дом (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) в то время примыкал к мечети (но не находился в ней). Однако люди внесли его дом в мечеть после эпохи праведных халифов, во время правления Валида бин Абди-ль-Малика. Когда он пожелал расширить мечеть, то сделал повсеместное её расширение с восточной стороны, вследствие чего комната Пророка (мир ему и благословение Аллаха) осталась внутри (мечети). И это не было сделано на основании совета учёных, а халиф решил это сам, не советуясь с учёными. Однако, несмотря на это, дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не перестаёт быть в прежнем его состоянии и находится на прежней территории, так же, как мечеть стоит на своём месте, и вся хвала принадлежит только одному Аллаху!»" (См. «И’анату-ль-мустафид», 1/389).
Любопытно, что даже профессиональные историки-востоковеды подтверждают это. Пример - статья из энциклопедии доктора исторических наук арабиста Олега Большакова:
"Маза́р (араб. مزار - место, которое посещают) - могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. Исключение составляло разве что поклонение Чёрному камню в Мекке, ведущее своё начало со времён пророка Мухаммада. До середины X в. даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX в. зафиксировано сооружение мавзолеев (кубба) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом сыграл суфизм, в котором существует почитание духовных наставников (муршидов, шейхов) и традиция посещения их могил (зиярат). Суфии считали, что молитвы, переданные через шейхов-посредников, действеннее тех, которые обращены непосредственно к Аллаху" («Ислам. Энциклопедический словарь», стр. 151).
Здесь всё верно, кроме того, что мусульмане, безусловно, не поклоняются «Чёрному камню» в Мекке, а лишь надеются снискать Божью благодать через него (см.
О Божьей благодати), и что обряды хаджжа намного старше пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью, сподвижников и тех, кто следует их путём.