О разводе

Jul 05, 2015 23:22

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Объектом критики феминисток в отношении шариата, помимо многожёнства, иногда становятся «несправедливые» условия развода: почему муж может дать развод любой жене, когда захочет и не советуясь ни с кем, а у жены нет тех же прав?

Во-первых, напомним, что муж, как полноценный глава семьи, по определению вправе решать некоторые вопросы без чьей-либо указки. Аналогично государство может лишить гражданства любого подданного, а этот подданный не может самовольно упразднить режим правления в его стране (пусть даже несправедливый).

Во-вторых, муж обязан выплатить супруге брачный дар (махр), размер которого она выбирает сама и который она может оставить у себя при любом разводе, инициированном мужчиной. Всевышний Аллах сказал:

«Давайте женщинам их брачный дар от чистого сердца. Если же они пожалуют вам какую-то его часть, то кушайте это (пользуйтесь этим) на здоровье» (Коран, 4:4);

«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин (т.е. брать в жёны вдов ваших покойных родственников) против их воли. И не препятствуйте (женщинам) забрать часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости, (изменив мужу). <...> Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого (при разводе). Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? Как вы можете отобрать это, если между вами была (половая) близость и если они взяли с вас твёрдое обещание?» (Коран, 4:19-21);

«(Неокончательный) развод даётся дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам, (мужчины), не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только обе стороны не опасаются нарушить ограничения Аллаха. И если вы (ответственные лица) опасаетесь, что они не выполнят законы Аллаха, то на них обоих не будет греха за то, что она выкупит развод (брачным даром)» (Коран, 2:229).

В последней фразе нижнего аята Он упоминает такие виды развода, как ху́льа и фасх, когда брак по просьбе женщины расторгает муж или судья. В этом случае она возвращает мужчине махр или половину махра и покидает его без выжидательного срока (но может в любой момент вернуться, пока не вышла замуж за другого).

Есть ещё один особый случай, когда супруги расстаются до первой брачной ночи:

«Если же вы, (мужчины), разведётесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как пообещали им обязательное вознаграждение (брачный дар), то (отдайте) им половину того, что пообещали, если только они не простят (долг) или не простит тот, в чьих руках находится брачное соглашение (т.е. муж)» (Коран, 2:237).

Толкование аль-Куртуби:

"(Учёные) разошлись в (вопросе о) мужчине, который уединился с женщиной, не совокупившись, до того, как расстался с ней. Куфийцы и (имам) Малик сказали: ему надлежит (выплатить) весь махр, а ей - (вытерпеть) выжидательный срок, в связи с сообщением от Ибн Мас'уда, который говорил: «Праведные халифы постановили относительно того, кто закрыл дверь или опустил занавеску, (уединившись с женой), что она наследует (от него брачный дар полностью) и (проводит с ним) выжидательный срок». <...> аш-Шафи'и же (считал), что (муж) не обязан отдавать весь махр и выжидать, если он не входил (к жене, т.е. не совокуплялся с ней), - на основе очевидного смысла Корана.

<...>

ад-Даракутни передал от Джубайра бин Мут'има, что тот вступил в брак с женщиной из племени бану Наср, затем развёлся с ней до того, как вошёл к ней. Он отослал ей брачный дар целиком и сказал: «Я более достоин того, чтобы простить ей, ведь Аллах сказал: “...если только они не простят (долг) или не простит тот, в чьих руках находится брачное соглашение”»" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 3/187-188).

Таким образом, мужчина в Исламе не может «поматросить и бросить», как это сплошь и рядом делают неверные со своими любовницами. При любом разводе мусульман по инициативе мужа он обязан прожить с женщиной ещё некоторое время («идда»), которое иногда длится до конца её беременности:

«О Пророк! Когда вы, (мужчины), даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость (прелюбодеяние). <...> Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, этот срок равен трём месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок длится до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. <...> Поселяйте их (разводимых женщин) там, где вы живёте сами - сообразно вашему достатку. Не причиняйте им вреда, стесняя их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени» (Коран, 65:1-6).

И напоследок - ссылка на таблицу статистики разводов в разных странах мира. Читайте также:

Махр женщины, разведённой до брачной ночи
Ребёнок после развода
О размере махра
Расторжение брака со сбежавшим мужем

И хвала Аллаху, Господу миров.

Семья в Исламе, Фикх, Праведные предки, Ответ критикам Ислама, Красоты Ислама

Previous post Next post
Up