Брак и согласие опекуна

Apr 13, 2015 21:46

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Одно из самых отвратительных заблуждений, пропагандируемых российскими псевдоханафитами - это мнение о том, будто мусульманка (разведённая, невинная или вдова) вправе выходить замуж без согласия опекуна (отца, деда, брата или другого мужчины-мусульманина среди её родственников). По сути дела, они дозволяют мусульманам откровенный блуд, схожий с «временным браком» шиитов!

Чем же они оправдывают этот блуд? Для примера разберём одну статью из псевдоханафитского веб-ресурса Татарии «Islamtoday» (с поправками):

"Как-то раз один имам обвинил другого в прелюбодеянии (зина), говоря, что его никах недействителен, так как при заключении брака не было согласия опекуна женщины (вали). Обвиняемый возразил, что это дозволено по ханафитскому мазхабу, и у них с этой женщиной есть соответствие (кафаа). Под кафаа здесь подразумевается, что у жениха и невесты должен быть схожий социальный, финансовый и религиозный уровень. Если парень значительно уступает невесте хотя бы по одному из данных критериев, и они поженятся без согласия опекуна, то опекун имеет право отменить данный никах.

Но обвинитель сказал, что он, конечно, тоже ханафит (видимо, потому что в нашей местности нужно так говорить, но никак не по убеждениям), но в этом вопросе Абу Ханифа якобы ошибся, и у него не было доказательств. Затем в качестве доказательства ошибки великого имама (да помилует его Аллах) он привёл хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

اَيُّمَا امْرَاَةٍ نَكَحَتْ بِغَيْرِ اِذْنِ وَلِيِّهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ

«Если женщина выходит замуж без согласия своего опекуна, её брак недействителен!»

А теперь давайте разберёмся вместе, всё ли так однозначно. И правда ли, что Абу Ханифа ошибся?

Что же говорят ханафиты об этом хадисе? По их мнению, слова «никах недействителен» относятся к рабыням и маленьким девочкам. И действительно, их никах без дозволения вали и в ханафитском мазхабе недействителен. А также отрицание в этом хадисе указывает на отсутствие полноты и баракята (благодати - rm, см. О Божьей благодати)".

«Что говорят ханафиты...» А насколько это мнение ханафитов совпадает с мнениями тех улемов, которые жили до Абу Ханифы? Например, с таким: передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Женщина не выдаёт замуж женщину и не выдаёт замуж саму себя». Абу Хурайра добавил к этому: «Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой» (Ибн Маджа, ад-Даракутни; в общем хадис достоверен. См. «Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа», 1/581 и «Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 3/325).

Так кого мне прикажете выбрать: Абу Хурайру, ученика Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или Абу Ханифу, который не застал даже праведных халифов (да будет доволен ими Аллах)? Читаем дальше:

"Всем известны слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет намаза человека, живущего рядом с мечетью, кроме как в мечети», но ведь никто же не скажет, что если человек, живущий по соседству с мечетью, совершит какой-либо намаз дома, то его намаз недействителен. Тем более, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал совершать дополнительные намазы дома. Я хочу сказать, что в подобных хадисах есть запрет, но этот запрет не абсолютен, а указывает на предпочтение. И мы понимаем, что намаз дома действителен, но в мечети лучше. Или никах без опекуна действителен (при условии наличия соответствия), но с опекуном лучше".

Во-первых, мнение о том, что обязательный намаз мусульманина, не пришедшего в мечеть по призыву муэдзина, не принимается, среди учёных тоже есть - хотя и непопулярное (см. Азан и молитва в мечети). А во-вторых, ещё раз спрашиваю: кто из имамов первых двух поколений уммы понимал запрет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) выходить замуж без опекуна так же, как и вы?

"А теперь приведём некоторые наши доказательства. Всевышний Аллах сказал:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если же он [муж] дал ей развод (в третий раз), то она не дозволяется ему после этого, пока она не выйдет замуж за другого (мужчину)».

Обратите внимание на слова «не выйдет замуж», в аяте не сказано «пока не выдадут замуж», значит Господь дал женщине право самой выйти замуж".

Откуда взят этот тафсир, если другой коранический аят ясно свидетельствует о том, что брак невозможен без опекуна?

«Не выдавайте (мусульманок) замуж за язычников, пока они не уверуют» (Коран, 2:221).

Как сказал аль-Куртуби:

"В этом аяте есть прямое доказательство на то, что нет брака, кроме как с опекуном! <...> Множество обладателей знания сказали: «Нет брака, кроме как с опекуном». Это высказывание передаётся от Умара бин аль-Хаттаба, Али бин Аби Талиба, Ибн Мас'уда, Ибн Аббаса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах. Об этом же говорили Са'ид бин аль-Мусайиб, аль-Хасан аль-Басри, Умар бин Абди-ль-Азиз, Джабир бин Зайд, Суфьян ас-Саури..." («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 3/67-68).

Далее они пишут:

"И это подтверждает хадис, приведённый в сборнике имама аль-Бухари:

لَا تُنْكَحُ الأَيِّمُ حَتَّ تُسْتَأَمَرَ وَلاَ تُنْكَحُ الْبِكْرُ حَتَّى تُسْتَأَذَنَ قَالُو يَا رَسُولَ اللهِ وَكَيْفَ إِذْنُهَا قَالَ اَنْ تَسْكُتَ

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девушку, не спросив её позволения на это». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а как же мы узнаем о её позволении?» Посланник Аллаха ответил: «По её молчанию».

Этот хадис - ответ тем, кто говорит, что в приведённом аяте суры «аль-Бакара» говорится о разрешении выходить замуж самой (без опекуна) лишь женщине, которая уже до этого побывала замужем, а девушке (т.е. девственнице), даже взрослой, запрещено.

В другом хадисе говорится:

عَنْ خَنْسَاءَ بِنْتِ خِذَامٍ الْأَنْصَارِيَّةِ أَنَّ اَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهْىَ ثَيِّبٌ فَكَرِهَتْ ذَلِكَ فَأَتَتْ رَسُولُ اللهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَرَدَّ نِكَاحَهُ

«Ханса, дочь Хизама аль-Ансария (да будет доволен ею Аллах) передала, что её отец выдал её замуж против воли, когда она была уже разведённой, тогда она пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он расторг этот брак»".

Какое вообще отношение эти хадисы имеют к обсуждаемой теме? Да, отец, выдавая замуж дочь, обязан заручиться её согласием - но и дочь должна иметь добро отца на брак! Ну и последний их аргумент:

"А также приводится от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала:

كَانَتْ عِنْدِى جَارِيَة مِنَ الانْصَارِ زَوجتها

«У меня была девушка из ансаров и я выдала её замуж»".

Однако в наиболее достоверном варианте хадиса, переданном аль-Бухари, сказано:

عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا زَفَّتْ امْرَأَةً إِلَى رَجُلٍ مِنْ الْأَنْصَارِ

«...от Аиши (известно), что она отвела женщину к мужчине из числа ансаров...»

Ханафитский имам Бадру-д-Дин аль-Айни разъяснил хадис так:

«Как было изложено выше в передаче Абу-ш-Шейха, эта женщина являлась сиротой, (живущей) под присмотром Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах. ...(её отец) Абу Любаба завещал Пророку (выдать замуж) её и двух её сестёр (по матери) Хабибу и Кябшу, дочерей Абу Умамы. И Посланник Аллаха выдал её замуж за Нубайта бин Джабира из племени Малика бин ан-Наджжара, а Хабибу взял в жёны Сахль бин Хунайф» («Умдату-ль-кари», 20/149).

Об этом же сообщил Ибн Хаджар аль-Аскаляни (см. «Фатху-ль-Бари», 9/226). Таким образом, Аиша всего лишь отвела эту сироту к её жениху, а замуж её выдал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Сам имам аль-Бухари внёс сей хадис в главу «О женщинах, которые отводят невесту к её жениху, и об их мольбах с благословением (супругов)».

Как видим, все шариатские доводы псевдоханафитов в этом вопросе притянуты за уши. А «псевдоханафитами» я их называю потому, что имам Абу Ханифа неоднократно предостерегал своих учеников от того, чтобы защищать его ошибки! Достоверно известно, что он наказал им:

«Никому не разрешено принимать наши взгляды, не зная того, откуда мы их взяли» ( «аль-Интика’у фи фадаили-ль-аиммати-с-салясати-ль-фукаха» Ибн Абди-ль-Барра, стр. 145; «И’ляму-ль-мувакы’ин» Ибн аль-Кайима, 2/309 и др.).

Читайте также: Иудейские хитрости ашаритов

И хвала Аллаху, Господу миров.

Семья в Исламе, Фикх, Лицемерие, Праведные предки, Грехи и заблуждения мусульман

Previous post Next post
Up