Ибн Усеймин о спиртовых растворах

Mar 09, 2015 17:40

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

"Вопрос:

Является ли алкоголь грязным (наджасой), подобно другим видам скверны? Если это так, то относится ли к (нечистым вещам) одеколон? Если он попадёт на тело или одежду, то нужно ли вымыть ту часть, на которую он попал, или нет?

Ответ:

Проблема скверны алкоголя - если понимать нечистоту образно, то все учёные сошлись на том, что алкоголь является скверной и одним из деяний Шайтана. Если же понимать нечистоту буквально, то (имамы) четырёх мазхабов и бо́льшая часть уммы согласились с тем, что он грязен. Поэтому необходимо очищаться от него и мыть (те части) одежды и тела, на которые он попал. Некоторые же обладатели знания пришли к тому, что он не является скверной в буквальном смысле, однако он есть скверна в смысле греховности поступков (тех, кто его пьёт). Те, которые сказали, что (алкоголь) нечист и в прямом, и в переносном смысле, доказывали это словами Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, чтобы преуспеть! Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть...» (Коран, 5:90-91).

Скверна же есть нечто грязное, исходя из слов Всевышнего:

«Скажи: “Из того, что внушено мне в откровении, я не нахожу запрещённым для едока ничего, кроме как употреблять в пищу мертвечину, или пролитую кровь, или мясо свиньи, ведь, поистине, это - скверна”» (Коран, 6:145),

а также из хадиса Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел Абу Тальхе обратиться (к людям):

«Поистине, Аллах и Его Посланник запрещают вам (питаться) мясом домашних ослов, ибо это - скверна» (аль-Бухари).

Скверна в этих аяте и хадисе означает нечто нечистое в буквальном смысле, и то же самое (верно для) аята об алкоголе, который грязен в буквальном смысле.

Что же касается тех, которые говорили о чистоте алкоголя как вещества, т.е. о том, что он скверен лишь в переносном смысле, а не в буквальном, то они сказали: поистине, Аллах, свят Он и велик, связал скверну в суре «Трапеза» с деяниями Шайтана, т.е. это - скверна поступков, а не самого вещества в его сути. Поэтому Он сказал, (перечисляя): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы...»

Известно, что азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы не являются скверной в буквальном смысле слова, Он же объединил эти четыре вещи под одним описанием, поэтому между ними должно быть соответствие. Если три вещи являются скверной в переносном смысле, то и алкоголь нечист в переносном смысле, так как является одним из деяний Шайтана.

Также они сказали: достоверно установлено, что когда был ниспослан запрет на алкоголь, мусульмане вылили его на рынках. Если бы он был нечистым, то им бы не было дозволено выливать его на рынках, потому что загрязнять рынки нечистотами запрещено. Также сказали, что когда был запрещён алкоголь, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал отмывать от него сосуды. Если бы тот был нечистым, то он непременно бы повелел отмыть от него сосуды, как он приказал отмывать их, когда было запрещено (мясо) ослов.

Ещё они сказали: достоверно пришло в «Сахихе» Муслима, что некий мужчина принёс Пророку, мир ему и благословение Аллаха, напиток из алкоголя и подарил ему это. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс: «Разве ты не знал, что это уже запрещено?» Потом мужчина передал это по секрету изготовителю напитка и спросил его: «Что ты скажешь?» Тот ответил: «Я скажу: “Продай его”». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (узнав об этом), сказал: «Поистине, если Аллах запретил что-то, то Он запретил и (брать) его стоимость!» Тогда мужчина взял сосуд за горлышко и вылил весь алкоголь, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал ему вымыть (сосуд) и не запретил выливать (его содержимое) прямо там. (Поэтому некоторые учёные) сказали: это - довод на то, что алкоголь не является грязью в буквальном смысле, а в основе всех вещей лежит чистота - до тех пор, пока не найдётся явное указание на нечистоту. А поскольку явного указания на грязную сущность (алкоголя) нет, то он в основе является чистым, однако скверным в смысле поступков (тех, кто употребляет его).

Опираясь на это, мы говорим об одеколоне и подобных ему (жидкостях): они не грязны, потому что алкоголь не является нечистым по своей сути - на основе того мнения, доказательства которого мы упомянули. А если одеколон и его подобия не грязны, то очищать одежду от них необязательно.

Однако остаётся ещё один предмет для рассмотрения: запрещено ли использовать одеколон как духи, которыми умащается человек, или не запрещено? Давайте взглянем на то, что Всевышний Аллах говорит об алкоголе: «Сторонитесь же её!» (Речь идёт) о полном отдалении - Он не сказал: «сторонитесь питья» или «использования» или что-нибудь наподобие этого, однако повелел безусловным приказом отдаляться (от него). Охватывает ли это (те случаи), когда человек пользуется одеколоном в качестве духов, или же мы скажем, что отдаление, приказанное (Аллахом), мотивировано воздействием (алкоголя на человека), т.е. это - отдаление от его питья, исходя из слов Всевышнего:

«Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:91)?

Эти отговорки ничем не подтверждаются в тех случаях, когда человек использует (спиртовые растворы) не для питья. И мы говорим, что наиболее безопасным для человека будет сторониться (алкоголя всегда), включая и умащение духами. Отдаляясь от этого, он будет в наибольшей безопасности и свободен от позора.

Ещё раз вернёмся к этим духам (с вопросом): является ли концентрация (спирта) в них такой, что может привести к опьянению (того, кто выпьет их), или же эта концентрация невелика и не приводит к опьянению - потому что алкоголь смешан с другими веществами? Т.е. его присутствие в (одеколоне) незаметно, и даже если человек изготовит его много, то это не вызовет необходимость запрета данной смеси - потому что присутствие (алкоголя) в ней ничтожно, и она не имеет статус (опьяняющего средства). Наличие причины такого статуса обязательно, а если исчезла причина, то исчезает и статус. Если примесь (алкоголя) не влияет на (свойства) состава, т.е. нет заметных следов этой примеси, то данная вещь становится дозволенной. Поэтому при малой концентрации (спирта) в одеколоне и других (растворах) - такой, которая не приводит к опьянению, даже если человек, например, выпьет большой объём (такой жидкости) - они не являются опьяняющими средствами... Если капля мочи упала в воду и не изменила её (цвет, вкус, запах), то вода является чистой, и точно так же, если капля алкоголя попала в какое-то вещество, которое не поддалось её воздействию, то оно не станет опьяняющим. Обладатели знания изложили всё это в разделе о гранях (различения) опьяняющих напитков" («Фатава нурун аля-д-дарб» ч. 177).

Читайте также:

Пьянство в царской России накануне её краха
Информационный террор СМИ
Свинина в христианстве: логика фарисеев

И хвала Аллаху, Господу миров.

Фикх, Праведные предки

Previous post Next post
Up