О голени Аллаха

Mar 04, 2015 16:59

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Передаётся, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал:

"Однажды мы спросили: «Посланник Аллаха, увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» Он сказал: «А станете ли вы спорить друг с другом о (возможности) увидеть Солнце и Луну, когда небо ясное? <...> (В тот День мусульмане скажут): “Поистине, мы слышали глашатая, призвавшего каждый народ пойти вслед за теми, чему они поклонялись, мы же ожидаем нашего Господа”. Тогда Всемогущий явится к ним не в том облике, в каком они впервые видели Его, и скажет: “Я ваш Господь!” Они (некоторые) ответят: “Да, ты наш Господь!”, - а с Ним не будет беседовать никто, кроме пророков. Он спросит: “Есть ли у вас с Ним (договор) о каком-нибудь знамении, по которому вы узнаете Его?” Они скажут: “(Да, это) - Голень”. Тогда Он обнажит Свою голень, и все верующие падут ниц перед Ним, а останутся (стоять) лишь те, кто совершал земные поклоны перед Аллахом (в этом мире) напоказ и ради (доброй) славы. Такой захочет пасть ниц, но его спина станет единой (несгибаемой) костью»" (аль-Бухари).

В той версии хадиса, которую приводит имам Муслим, говорится:

«А те, кто поклонялся идолам, последуют за этими идолами, и останется только эта умма (мусульмане), в которой будут и лицемеры, а Аллах, благодатен Он и велик, явится к ним не в том образе, который им известен, и скажет: “Я ваш Господь!” Они ответят: “Мы прибегаем к защите Аллаха от тебя в этом нашем месте - до тех пор, пока не придёт наш Господь! Если бы пришёл наш Господь, мы бы узнали Его!” И тогда Всевышний Аллах явится к ним в том облике, который им известен, и скажет: “Я ваш Господь!”»

Комментарии имамов:

"Некоторые сказали относительно слов (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) «в облике, который им известен»: «Возможно, этим он хотел указать на то, что (людям) стало известно, когда Он вывел потомство Адама из его поясницы, затем заставил их забыть (облик Аллаха) в земном мире, затем напомнит им это в будущем мире». <...> Сказал (Ибн Батталь): «Что же касается его слов “‘Есть ли у вас с Ним (договор) о какой-нибудь примете, по которой вы узнаете Его?’, а они ответят: ‘Это - Голень’” - возможно, Аллах обучил их на языке посланцев из числа ангелов или пророков, что Он сделает Голень признаком Его пришествия и этим испытает их - отправляя тех, кто будет говорить им: “Я ваш Господь!”»" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 13/428).

"Сказал кады Ияд, да помилует его Аллах: «Некоторые считали, что под Голенью здесь понимается огромный свет, как это пришло в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха» <...> Сказал аль-Хаттаби: «Это зрелище, которое (будут наблюдать люди) в том месте в День воскресения, не будет похоже на зрелище, которое уготовано в Раю для благородных угодников Всевышнего Аллаха. Поистине, в этом и будет испытание»" («Шарху сахихи Муслим» ан-Навави, 1/324).

Таким образом, эта Голень принадлежит Аллаху, и нет никаких оснований полагать, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду что-то другое. Как сказал Ибн аль-Кайим:

"Поразмысли же над словами Всевышнего: «В тот День обнажится Голень и (лицемеров) призовут к земному поклону, однако они не смогут (совершить) его» (Коран, 68:42). (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) упомянул этот аят в хадисе о заступничестве, касаясь данной темы. Он сказал в хадисе: «Будет обнажена Его голень». Эта добавка разъясняет смысл термина «Голень», упомянутого в аяте. Поразмысли и над упоминанием того, как (люди) пойдут, следуя за Ним, свят Он, и это откроет тебе двери к тайнам единобожия, пониманию Корана и взаимоотношений с Аллахом, свят Он и велик" («Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя», 1/81).

Также он отверг распространённое мнение о том, будто Голень означает трудность (см. «Мухтасару-с-сава'икы-ль-мурсаля», 1/37).

А что касается хадиса, на который сослался кады Ияд:

"Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал об аяте «В тот День обнажится Голень»: «Это будет огромный свет, перед которым падут ниц»" (Абу Я'ля, аль-Байхакы, Ибн Джарир),

то его иснад сомнителен, о чём говорили аль-Хайсами, Ибн Хаджар и даже сам аль-Байхакы (см. «Маджма'у-з-заваид», 7/128; «Фатху-ль-Бари», 8/664; «аль-Асмау ва-с-сыфат», 2/187-188).

Кроме того, аль-Байхакы сообщил:

"Абу Сулейман сказал: «Возможно, что смысл этого следующий: (Аллах) покажется им и уберёт завесу, чтобы они, увидев Его, пали перед Ним ниц»".

Итак, в Судный День Аллах предстанет перед верующими рабами не в том облике, в каком они однажды видели Его (после того, как человечеству будет явлено множество идолов, которые увлекут своих поклонников в Ад). Поначалу лишь пророки поймут, что это - их Господь, а все остальные прозреют тогда, когда Он обнажит Голень. Мы обязаны верить этим достоверным изречениям Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а какие конкретно события будут происходить в тот День - пока что ведомо одному Аллаху.

Читайте также:

Разница в переводах смыслов Корана на примере одного аята
Возможно ли увидеть Аллаха во сне?
День пятницы в Раю
Как выглядит Всевышний Аллах?
Об Адаме и его потомстве
Смогут ли неверные оправдаться?

И хвала Аллаху, Господу миров.

Лицемерие, Вера в Аллаха, Загробная жизнь, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up