Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В
прошлой статье мы говорили о необходимости покаяния перед Аллахом, в этой же вкратце изучим его условия.
1. Отказ от греха и исправление его благими делами. К примеру, в суре «ат-Та́уба» («Покаяние») Всевышний Аллах, побудив мусульман сражаться против Его врагов и описав их порочную сущность, затем говорит:
«Если же они раскаются, начнут совершать намаз и выплачивать закят, то станут вашими братьями по вере. Так Мы разъясняем знамения для людей, познавших (Истину)» (Коран, 9:11).
Также Он сказал:
«Совершай намаз в обоих концах дня (т.е. начале и конце) и в близких (к ним) часах ночи. Воистину, добродетели удаляют злодеяния» (Коран, 11:114).
От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся:
"(Однажды) я попросил: «О Посланник Аллаха, дай мне совет». В ответ Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если сделаешь (что-нибудь) дурное, сделай вслед за этим и (что-то) благое, которое сотрёт его». Я спросил: «А относится ли к числу благих дел (произнесение слов) “Нет бога, кроме Аллаха”?» Он сказал: «Это является наилучшей из добродетелей»" (хадис от Ахмада. См. «Джами'у-ль-'улюм» Ибн Раджаба, 1/397 и «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 4/360).
2. Единобожие и искренность. Аллах - единственный, кому мы вправе посвятить наши дела покаяния (в первую очередь, мольбы о прощении грехов), а само раскаяние должно быть обусловлено твёрдой верой в Него, в Его законы и правосудие и вызвано чувствами стыда и страха перед Ним (а не страхом перед гневом и судом кого-то иного).
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне, и тогда ваш Господь простит вам ваши злодеяния и введёт в Райские сады, где текут реки, в тот День, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, которые уверовали с ним вместе (т.е. следуя его примеру)» (Коран, 66:8).
3. Чувство отвращения к грехам. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Кто полюбил ради Аллаха, возненавидел ради Аллаха, дарил ради Аллаха и запрещал ради Аллаха, тот достиг полноты своей веры» (ат-Табарани, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным по условиям аль-Бухари и Муслима. См. «аль-Мустадрак»,
2/456).
Ненависть ради Аллаха означает неприязнь ко всему, что гневит Аллаха и что Он запретил Своим рабам, при этом собственные грехи нам должны быть ненавистны в той же мере, что и чужие.
4. Удовлетворение законных прав тех, кому был нанесён ущерб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть тот, у кого есть нечто, несправедливое отнятое у его брата (в Исламе) и (задевшее) честь того или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем не станет динаров и дирхемов (, ибо тогда), если будут у него (в запасе) праведные дела, их заберут у него в соответствии с (тяжестью нанесённой им) обиды, а если ничего благого у него не окажется, тогда будет взято (что-нибудь) из дурных дел пострадавшего и возложено на него» (аль-Бухари).
Однако мусульманин обязан соблюдать законные права не только других мусульман, но и иноверцев, и даже животных, ибо:
«В День воскрешения будут удовлетворены все права их (законных) владельцев, вплоть до того, что безрогой овце дадут право (отомстить) рогатой, (сломавшей ей рога)» (Муслим).
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Одна женщина была наказана из-за кошки, которую она держала в заточении, пока та не умерла. Из-за неё эта (женщина) вошла в Огонь - она не кормила её и не поила с тех пор, как заточила её, и даже не отпускала её поесть земных насекомых» (Муслим).
5. Своевременность. Аллах поведал нам об участи тех, кто не успел покаяться за грехи в этой жизни:
«Когда же придёт смерть к кому-нибудь из них, он скажет: "Господи! Верни меня (в земной мир), и тогда я стану совершать праведные поступки из тех, которыми я пренебрёг". Но нет! Это - всего лишь слова, которые он произносит (впустую). Позади них будет преграда вплоть до того Дня, когда их воскресят» (Коран, 23:99-100).
И да поможет Господь миров нам каяться перед Ним, дарует нам прощение и да благословит нашего Пророка Мухаммада, его сподвижников и тех, кто следует их путём.