Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
"Ребёнок имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если они в разводе, то ребёнок остаётся с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в её опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребёнка - если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребёнку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдаётся на воспитание отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развёлся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребёнок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: «Это - мой сын». То же самое сказала бабушка ребёнка. Тогда Абу Бакр сказал: «Оставь его ей», - и Умар не стал возражать ему. Об этом сообщил Малик в «аль-Муватта».
По словам Ибн аль-Кайима, впоследствии, во времена своего правления, Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.
Материальное обеспечение ребёнка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которых она живёт, потому что плата за воспитание ребёнка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал:
«Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (Коран, 65:6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребёнок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определённый срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет - в зависимости от разных обстоятельств.
Когда же ребёнок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребёнку. Абу Дауд передал со слов Абу Хурайры, что однажды в такой ситуации Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это - твой отец, а это - твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение выносили Умар, Али и Шурайх. Это мнение также разделяли учёные шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому окончательное решение о том, с кем будет жить ребёнок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребёнке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребёнка в любом случае остаётся обязанностью отца. А лучше всего об этом известно Аллаху" (взято
отсюда).
И хвала Аллаху, Господу миров.