Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Статья эта, как вы уже поняли, будет посвящена краткому анализу имён самых выдающихся людей в мировой истории Ислама - великих пророков Аллаха и праведников, которые вняли их словам.
«Адам» (в арабском языке ударение падает на первый слог) - «смуглый, темнокожий», на иврите - «красный». По общему мнению, он получил такое имя, потому что был сотворён из красно-коричневой глины (точнее, смеси глин). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах создал Адама из пригоршни (праха), которую Он собрал со всей земли, а потомки Адама соответствуют (тому типу) земли, (который в них преобладает): некоторые из них белые, некоторые - красные, некоторые - чёрные, а некоторые имеют промежуточные (цвета кожи)» (хадис от Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ахмада. ат-Тирмизи назвал его достоверным, и с этим согласился аль-Мунзири. См. «Мухтасару сунани Аби Дауд»,
3/273).
«Нух» (Ной) происходит от арабского «на́йяха» - «даровать покой». Примерно такой же смысл содержит и древнееврейский аналог его имени - «Но́ах», а Аллаху ведомо лучше.
«Ламех жил сто восемьдесят два [или 188] года и родил сына, и нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]» (Книга Бытия, 5:28-29).
«Ибрахи́м» - арабская транскрипция древнееврейского «Авраха́м», что означает «отец народов». В арабском языке есть похожие слова: «аб» (или «абу́») - это отец, а «ра́хим» - родство. От двух сыновей этого великого посланника Аллаха, мир ему, Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака) произошли соответственно некоторые племена арабов (в том числе мекканское племя Кура́йш) и евреи.
«Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» (Книга Бытия, 17:3-6).
Все великие пророки последующих веков принадлежали к потомству Ибрахима, который воззвал к Аллаху вместе с Исмаилом:
«Вот Ибрахим и Исмаил заложили основы Дома (т.е. священной Каабы, со словами): "Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты - Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас обоих покорившимися Тебе, а из нашего потомства (образуй) общину, покорную Тебе. Укажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты - Принимающий покаяние, Милосердный. Господь наш! Направь к ним посланника из числа их самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их (от грехов). Воистину, Ты - Могущественный, Мудрый"» (Коран, 2:127-129).
«Исраи́ль» - арабский вариант имени «Исраэ́ль» (Израиль), которое часто переводят как «боровшийся с Богом», «победивший Бога»:
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его и повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моём? (оно чудно.) И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие, 32:24-30).
Ислам отвергает богохульные искажения писаний Аллаха: пророки не могли бороться со Всевышним Творцом, а те люди, которые боролись с Ним (т.е с Его религией), рано или поздно проигрывали эту битву. Гораздо более вероятными кажутся переводы «Бог борется», «Бог сражается» или «Бог судит» (на арабском «а́сара» - брать в плен, захватывать; «иля́х» - бог).
«Му́са» есть арабский вариант еврейского «Моше́» - «спасённый из воды». Этого пророка его мать уберегла от гибели в младенчестве, положив ребёнка в сундук и отправив плыть по водам Нила:
«Воистину, Фараон возгордился на земле (египетской) и разделил её жителей на группы (т.е. сословия). Общину (евреев) он ослаблял, убивая их (новорождённых) сынов и оставляя в живых (новорождённых) женщин. Воистину, он был из тех, кто творил нечестие. <…> Мы внушили матери Мусы: "Корми его грудью. Когда же станешь за него опасаться, брось его в реку. Не бойся и не скорби: воистину, Мы вернём его тебе и сделаем одним из (Божьих) посланников".
Семья Фараона подобрала его, чтобы (в будущем) он стал их врагом и печалью. Воистину, Фараон, Хаман и их воины были грешниками. Жена Фараона сказала (, увидев Мусу): "Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу, или же мы усыновим его". Они ни о чём не подозревали» (Коран, 28:4-9).
«Дау́д» близко к арабскому «ваду́д» - «любимый, возлюбленный», и этот же смысл имеет еврейское имя «Давид». Передают, что пророк Дауд, мир ему, обращался к Аллаху к такой мольбой:
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и о делах, которые приведут меня к Твоей любви! О Аллах, сделай любовь Твою для меня тем, что будет для меня любимее самого себя, и своей семьи, и холодной воды!» (ат-Тирмизи, аль-Хаким. См. «аль-Мустадрак»,
2/470).
«И́са». Так у арабов принято называть великого пророка Израиля Йешу́а (Иисуса), имя которого является усечённой формой имени «Йехошу́а», состоящего из корней слов «Йехо́ва» (по другой версии, «Яхве́») - одно из древнееврейских имён Аллаха, и «шу́а» - спасение. Таким образом, «Иса» означает «спасённый Богом».
Аллах в Коране поведал нам о том, что Он спас пророка Ису, мир ему, от козней иудеев, желавших его погибели:
«…они возвели на Марьям (Марию) великий навет (, обвинив её в прелюбодеянии,) и сказали: "Воистину, мы убили Мессию Ису, сына Марьям (Марии), посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и не имеют никакого знания об этом, а лишь следуют догадкам. Они, конечно же, не убивали его, нет! Это Аллах вознёс его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый» (Коран, 4:156-158);
«Вот сказал Аллах: "О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня Воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит возвращение ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чём вы разногласили"» (Коран, 3:55).
Как комментируют этот аят исламские толкователи Корана, слово «упокою тебя» («мутаваффи́кя») означает не смерть, а сон, подобно словам Аллаха: «Он - Тот, Кто упокаивает вас ночью и знает, что вы совершаете днём» (Коран, 6:60). Вместо Исы же иудеи и римляне казнили другого человека, которому Аллах придал внешность и голос Своего пророка (по одной версии, это был кто-то из апостолов, по другой - один из еврейских врагов Аллаха и Его посланника Исы).
«Муха́ммад» означает «восхваляемый на все лады», «достойный всяческих похвал». Этот же смысл имеет и арабское имя «А́хмад», которое пророк Иса употребил, предсказав приход господина всех посланников (мир ему и благословение Аллаха):
«А вот Иса, сын Марьям, сказал: "О сыны Израиля! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что (было сказано) в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придёт после меня, имя которого будет Ахмад"» (Коран, 61:6).
«Абдулла́», в переводе - «раб Аллаха». Таким было имя первого праведного халифа, наилучшего человека в умме Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его тестя и первого мужчины, уверовавшего в его благородную миссию (хотя более известно прозвище этого человека - Абу Бакр). Кроме того, так звали отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и нескольких выдающихся сподвижников помимо Абу Бакра (Ибн Аббаса, Ибн Мас’уда, Ибн Умара, Ибн Амра бин аль-'Аса, да будет Аллах доволен всеми ими).
«У́мар» близко к арабскому «умр» (жизнь, возраст) и одновременно является множественным числом от слова «у́мра» (малое паломничество мусульман в Мекку). Это имя второго праведного халифа и одного из верующих тестей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также имя благочестивого халифа из династии умавидов (омейядов), который был правнуком «Умара Первого» со стороны матери.
«Усма́н» - арабское название детёныша птицы, похожей на кукушку. Также это имя может быть образовано от глагола «а́сама» - «вправлять кость (неровно)». Его носил третий праведный повелитель мусульман, который был поочерёдно женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за что и получил прозвище «Зу-н-Нура́йн» - «обладатель двух сияний».
«Али́» по-арабски означает «высокий, возвышенный». Это имя четвёртого праведного халифа, который был двоюродным братом и зятем Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отцом двух его внуков, а также первым из детей, принявших Ислам по его призыву.
«Ха́сан». Имя старшего внука Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которое переводится как «хороший, прекрасный». «Хусе́йн» - уменьшительно-ласкательная форма этого имени (хорошенький), которое носил его младший внук. Каждому из вышеназванных мусульман Аллах пообещал Рай ещё при их жизни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Абу Бакр в Раю, Умар в Раю, Усман в Раю, Али в Раю, Тальха (бин Убайдилля) в Раю, аз-Зубайр (бину-ль-‘Аввам) в Раю, Абду-р-Рахман бин Ауф в Раю, Са’д бин Аби Ваккас в Раю, Са’ид бин Зайд в Раю и Абу Убайда бин аль-Джаррах в Раю» (ат-Тирмизи, Ахмад. См. «аль-Арба’уна хадисан» аль-Аджурри,
стр. 103).
В других хадисах:
«Абу Бакр и Умар - господа первых и последних зрелых людей Рая, кроме пророков и посланников» (ат-Тирмизи, ат-Табарани. Хадис достоверен. См. «Сахиху ва да’ифу-ль-джами’и-с-сагыр» аль-Альбани,
1/6);
«Эти два моих сына (т.е. потомка) - аль-Хасан и аль-Хусейн - господа молодёжи Рая (мусульман, умерших в молодости), а их отец лучше них» (ат-Тирмизи, Ахмад. В общем хадис достоверен. См. «Маджма’у-з-заваид» аль-Хайсами,
9/183);
«Явился ко мне ангел, который прежде не спускался с небес, поприветствовал меня и обрадовал меня вестью о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн - господа молодёжи Рая, и что Фатыма - госпожа женщин из числа обитателей Рая» (ат-Тирмизи, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным. См. «аль-Мустадрак»,
4/253).
В следующей статье мы, если позволит Аллах, поговорим о смысле имён некоторых праведных женщин в истории Ислама.
И да благословит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.