Альберт Алексеевич Разин (
12 июня1940,
Кузюмово -
10 сентября2019,
Ижевск) -
советский и
российскийудмуртский общественный и религиозный деятель
[⇨]неоязыческого толка
[2][3], кандидат философских наук. 10 сентября 2019 года совершил акт
самосожжения перед зданием парламента
Удмуртской Республики, протестуя против принятия законопроекта о добровольном изучении национальных языков малых народов, который мог бы привести к снижению числа носителей
удмуртского языка[⇨]. -
ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Погибший был кандидатом философских наук, доцентом. Но он ещё был и язычником, с ненаучными взглядами.
Автор полагал, что удмурты - это потомки арийских племен. Заратуштру он считал предком удмуртов, ровно как и городище Аркаим XVIII в. до н.э. - центром древней удмуртской цивилизации. Всё это расходится с данными науки чуть больше, чем полностью.
Также известно, что с конца 1980-х г-н. Разин называл себя «шаманом древней традиции туно». Он организовывал моления в священных рощах с жертвоприношениями животных, а для пропаганды своего учения в декабре 1989 г. основал общество удмуртской культуры «Дэмэн» («Сообщество»), которое ставило своей задачей возрождение удмуртской национальной культуры. В недрах этого общества возникла неоязыческая община «Удмурт вось» («Удмуртское моление»). С 1991 г. языческие лозунги получили политизированную окраску. На I съезде удмуртов была образована общественно-политическая организация «Удмурт кенеш» (Всеудмуртская ассоциация), в деятельности которой проявлялись антирусские и антиправославные тенденции. В начале 1990-х гг. она развила бурную деятельность по консолидации национально-политических движений финских народов Поволжья.
Одним из ее внутриполитических требований была «удмуртизация» республики. Предсмертное обращение Разина показывает, что эти убеждения никуда не исчезли: судя по его высказываниям, Россия - тюрьма народов, а «один лишь дедушка Ленин хороший был вождь». Отдельными строками в обращении шло требование сделать ледовый городок на центральной площади Ижевска по мотивам удмуртской мифологии и передать березовую рощу площадью 11 га в собственность религиозной организации «Удмурт вось» с замечанием: «пусть у удмуртов будет хоть кусочек своей территории».
Дальнейшая мифологизация образа «мученика науки» не может исключать подражательства последователей, в том числе суицидального характера.
t.me/religiontoday/356