История игрушек

Dec 22, 2009 22:53


В предновогодние дни я кинулась разыскивать для дочери подарок. Она старательно вывела буквы в письме Дедушке Морозу: «Куклу Винкс Флора». Я исколесила практически все известные мне магазины с игрушками. За 1200 рублей продавались довольно страшненькие выходцы из Китая (в животном мире так выглядят те особи, которые хотят сказать «Не трогай меня!»). Более симпатичные стоили от двух с половиной тысяч рублей, что больше двух моих квартальных премий. Муж, видя мою растерянность, пошел за куклой в интернет. И нашел, не поверите, красивую Флору, которая вместе со стоимостью доставки из Канады, обойдется нам в 1200 рублей.

Буквально в этот же день я узнала, что у нас в Городище (райцентр, примыкающий к Волгограду) есть производство игрушек, о котором практически никто не слышал. Кинулась звонить - такая тема перед Новым годом как горячий пирожок на морозе. «Только давайте в 8 утра встретимся, очень много работы, чтобы я потом был свободен», - ответил в трубку генеральный директор С.В. Вишняков.





Гендиректор "таскает" кирпичи

Сергей Викторович сразу извинился, что кабинета, как такового, нет. В комнатке, выполняющей его функции, на столе, рядом с пачкой бумаг - ноутбук, несколько ярких коробок с детскими игровыми наборами. Вот это да! Почти все надписи на английском, а в коробке прямо передо мной, судя по картинке - Тауэрский мост, который ребенок может построить из маленьких, размером с доминошку, керамических кирпичиков. А в углу комнаты - керамические горшки и еще какие-то красивые изделия, только основательно запыленные. До игрушек, с 1999 до 2005 год, Сергей Викторович занимался здесь производством, уникальных по дизайну, цветочных горшков, ваз и многого другого.

- Когда пришел сюда, помню, всюду валялись резиновые трубки. Здесь был цех по ремонту доильных аппаратов: я взял его в аренду. Оборудования - никакого, чтобы начать производство, сам принялся изготавливать гончарные круги.

- Кто-то же вам помогал?

- На всяком жизненном пути встречаются люди, которые работают не только за деньги, а и на энтузиазме. У нас гончарный промысел уникален, поэтому помощников приходилось искать и приглашать. Армянин, два молдаванина, из Москвы у меня тоже работали ребята.

Вообще, у меня была идея сделать некий центр народных промыслов. Хотелось развить керамику и лозоплетение. Тем более в области есть глина, в районе можно заготавливать лозу. Я в принципе, еще и ковал, но это уже другая история.

Так вот, ходил я по разным инстанциям со своей идеей. Пришел в областной отдел легкой промышленности, который курирует народные промыслы. Говорю: «Давайте что-нибудь сделаем! Курсы, например, для обучения населения промыслам. Ведь их нужно возродить! Люди приезжают ко мне работать из других республик, а надо, чтобы свои специалисты были». Денег не просил, «Помогите, - просил, - с помещением». А мне отвечает сотрудник, не буду называть фамилию: «А вы докажите, что в Волгоградской области был гончарный промысел, тогда посмотрим». Как же так, ведь у нас и казаки были, они что крынки из-за рубежа привозили?

- Да уж…

- Так я пошел в краеведческий музей, где мне даже дали справку, что гончарный промысел у нас был. Например, в деревне Винновка была славная артель.

- Ну и как справка, помогла?

- Честно сказать, эта непробиваемость надоела... Ведь меня еще в Центр занятости посылали, знаете, красивое здание на Академической, так вот это отдельная смешная история, после которой я и перестал носиться со своей идеей.

- Почему вы перестали заниматься керамикой ручной работы?

- Каждый вид продукта имеет свой временной интервал. В период крушения социалистического строя наш Волгоградский керамический завод, на котором был, в том числе, и цех по производству товаров народного потребления, испытывал трудности. В результате, цех остановили, перестали выпускать цветочные горшки. Но в этот период к нам стали завозить экзотические цветы, которые были интересны людям. Их разводили, а, следовательно, их нужно было во что-то сажать. За счет этих потребителей выживали маленькие гончарные мастерские.



Кирпичики сохнут перед обжигом

В принципе, аналогов нашей продукции на рынке я не видел. Задумка ведь была в ручной работе. Начиная от гончарного круга, заканчивая творческой разработкой дизайна, неповторимостью и отдельным подходом к каждому клиенту. Были времена, очереди выстраивались на индивидуальные заказы. При всем при этом я носил наши изделия в магазины по Городищу, по Волгограду - не хотели брать. «Мы лучше в Москве закажем… Нам это не надо». Но я ведь видел: продавали потом наши горшки как голландские. Из Москвы привозили…

Я был в Москве, где мне говорили, что это очень хорошо, но это не позволит нам развиваться. Другими словами, на людях, ценящих прекрасное, - не выживешь. Я и сам видел, что таких людей немного, и, знаете, Оксана, их становится все меньше. А я ведь пробовал объединять керамику с лозой и ковкой. Даже в музее есть наша ваза на кованой подставке.

Потом заводы начали делать на итальянском оборудовании хорошую плитку, сантехнику и поднимать цеха по производству товаров народного потребления. Маленькие цеха, и мы в том числе, это почувствовали. Тут еще и китайцы стали подделывать нашу продукцию, продавать дешевле в пять-шесть раз.

Тогда и настал определенный крах. Спад продаж был таковым, что не позволял содержать цех даже в холостом состоянии. Я дал объявление о продаже оборудования.

По объявлению ко мне приехали молодые люди из Москвы, покупатели. Как оказалось, один из этих ребят написал дипломную работу на тему: «Как открыть новый бизнес». А один из родственников ему сказал: «Хорошая идея. Делай, я дам денег». И вот они приехали ко мне купить вакуум-пресс. Не имея специалистов, нужных знаний, например, какой должна быть печь, технологическая цепочка, хотели открывать керамическое производство. Когда я спросил, делал ли кто-нибудь то, что они хотят, они показали кривые образцы, которые им делали вроде на Украине. Я тут же предложил им сделать то, что они хотят, за месяц. Месяц я перенаправлял производство и в январе 2006 года заработал мини кирпичный завод.



Электрическая печь - главный потребитель энергии

- Как проходили сертификацию, ведь все-таки производство для детей?

- Это достаточно сложный процесс. Нужно сертифицировать само производство, сырье, и, наконец, продукт. Мы имеем и международный сертификат - в 2007-2008 годах работали, в основном, на экспорт.

Задача была - сделать все детали максимально похожими на настоящие, поэтому сохранена терракотовая цветность кирпичиков. В набор также входит цемент - в кавычках, конечно. Он состоит из кукурузного крахмала и промытого песка. Специальный мастерок - такой же, как настоящий, только маленький. В каждой коробке предусмотрен набор для строительства определенного здания: домик, беседка, замок. Но обычно на этом не останавливаются. Это ведь не одноразовая игрушка.

Знаете, есть мнение, что мужчины до старости остаются детьми. Так вот, обычно у пап срабатывает фантазия, и они из этих кирпичиков начинают возводить что-то еще. На нашем сайте проводились конкурсы, так вот люди представляли целые композиции. Присылали на фото: вдоль дачи строения, замки, там человечки сидят.

- Как же они могут быть многоразовыми, кирпичики же скреплены цементом?

- Цемент достаточно прочный. Но если на несколько часов погрузить здание в воду, он растворится. Покупаем раствор, и можно строить, таким образом, многократно, пробуя отходить от нашей схемы.

- Смотрю на ваши игрушки и понимаю, что мои двое детей: дочь и муж, были бы счастливы построить такой домик. Только вот в продаже я их не встречала.

- В Волгограде только в магазине «Бегемот».

- Это где?

- В Советстком районе. Раньше были и в «Банана-мама», но этого магазина уже нет.

- Но почему? Неужели такая продукция не пользуется спросом? Не может быть?

- Большие сетевые магазины часто предлагают очень не выгодные для нас условия. Один магазин детских игрушек отдает деньги через 260 дней. Как я могу платить людям зарплату с такими условиями? А если честно, все работают через оптовиков. Я поначалу пришел в магазин, показал нашу продукцию. «Отлично, - говорят, - только мы не можем у вас это купить, мы работаем через оптовика». Вот так. Это я для вас рассказываю, об этом лучше не писать.

- Послушайте, а вы сами - кто, откуда, где учились? И откуда такая тяга к керамике?

- Я из Волгограда. В детстве занимался в изостудии. Потом учился на архитектурном факультете Волгоградского инженерно-строительного института. В 1985 году переехали с женой в Литву, где проходил обучение на архитектурном факультете Рижского университета. А ведь Литва - это родина керамики - в кавычках. Только в районе Каунаса более двухсот керамических мастерских. Люди там творческие, оттуда я и вывез любовь к керамике. Красочные ярмарки, на которые съезжается вся Литва. Литва, кстати, по размеру сопоставима с Волгоградской областью, даже на карте они внешне похожи. Так вот, люди съезжаются на праздник Святого Казимира или Казюкаса (покровитель ремесленников), и привозят все, что могут делать. Доминирует - керамика. Подкрашенная национальным колоритом, красота такой ярмарки словами не передаваема.

Когда Советский Союз стал распадаться, мы вернулись в Волгоград. Было время развала и приходилось вертеться, чтобы существовать. Был кирпичный завод в Советстком районе, на котором в преддефолтное время производили красный кирпич. Я работал там исполнительным директором два года и достиг определенных производственных успехов.

- Как же вы попали в Городище.

- В Городище располагается база Волгоградского технологического колледжа, где одно время планировали изготавливать керамическую посуду. Я пришел туда заведующим керамическим цехом. Кстати, там была заброшенная кузня, в которой я ночами осваивал ковку.

- Вы жене медаль выковали?

- Да, жена…, жене не только медаль положена. Да вы про меня, пожалуйста, не пишите, о производстве же речь. Видели у нас такие темные свертки - это глина.

- Говорят, у нас в районе есть глина?

- Нет, в районе хорошей глины нет, только если в области, в южных районах. И то, что мы используем, это собственно нельзя назвать глиной - это керамическая масса. Глина в природе имеет различные включения, не имеющие к ней отношения. К примеру, ракушечник, который превращается в негашеную известь и может отстреливать.
Природная глина помещается в шаровую мельницу, этакую трубу, которая вращается. В ней крутится и глина, разжиженная до кефирообразного состояния. Далее эта масса проходит вибросито, на котором остаются промежуточные включения. Дальше ее ждет фильтр-пресс. Выглядит это так: между металлическими блинами зажимаются мешки из специального материала, наполненные жидкой глиной. Блины сдавливают мешки, отжимая лишнюю влагу. После керамическую массу ждет вакуум-пресс. После всех этих процедур и получаются такие вот свертки.

Из керамической массы специальными приспособлениями выдавливается прямоугольная колбаска, разрезается на кирпичики, которым сохнуть 5-7 дней. Далее они отбраковываются и отправляются в печь, где обжигаются при температуре 1000 градусов. Потом еще раз отбраковываются и в упаковку.

- Кстати, где вы заказываете упаковку такого качества?

- Не скажу где, но не в нашем регионе. Разработана она нами и производится в России.

- Сколько человек у вас работают?

- 10, в основном, женщины.

- Текучка кадров?

- Есть люди, которые и более 10 лет со мной работают. А если уходят, то в основном, по моей инициативе. Чаще всего из-за злоупотребления алкоголем. И, к сожалению, хочу сказать, что у пьянства нет половых различий.



Фасовка и фасовщицы

И опять мы от производства ушли. Кстати, пойдемте, я вам покажу наше новое направление (пока Сергей Викторович рассказывает, мы поднимаемся на второй этаж). ООО «Брикник» - учредитель еще одного предприятия, которое называется «Инновации для детей». Сейчас мы выпустили на рынок набор для экспериментов «Вырасти свой кристалл». Очень интересный процесс, когда ребенок с помощью наших рекомендаций, выращивает настоящий кристалл.



Пробные экземляры кристаллов

- Это так здорово! Не дракончиков синтетических в воду погружать и ждать, пока они разбухнут, а вырастить настоящий кристалл. Послушайте, какие они у вас красивые, - причитала я, разглядывая пробные образцы. - Ну почему их нельзя купить у нас? Ведь, скажи дочь в детском саду, что вырастила кристалл, за мной минимум половина родителей будет охотиться, чтобы узнать, где я его купила.

- Возьмите! - пока я разглядывала и восторгалась, Сергей Викторович принес мне в подарок коробку с будущим кристаллом. Я была счастлива не меньше, чем ребенок у новогодней елки. - В воде, желательно сделать ее погорячее, - тем временем советовал «Дедушка Мороз», - разводится специальный порошок. В емкость с раствором опускаем затравочные кристаллы. Растворы у нас 6-ти цветов: рубин, сапфир, янтарь, изумруд, сердолик и аметист. И можно наблюдать, как растет кристалл. Аналогов в нашей стране нет.



А эти получились

- Были в этой связи трудности с сертификацией?

- Да. Нам сказали, ищите что-нибудь подобное. Оказалось, в Дании были подобные разработки, правда, не знаю, введены в производство или нет.

- Чем еще будет заниматься «Инновации для детей», не только ведь одними кристаллами?

- В стадии разработки наборы «Юный физик», «Юный биолог», «Юный парфюмер».

- Может, попробуем сделать вам рекламу в Волгограде, чтобы и наши дети могли купить отечественные развивающие игрушки?

- Знаете, нам это, наверное, уже не нужно…

Профессия изнутри, Волгоградская область

Previous post Next post
Up
[]