Один - на миллионы
Впечатление, произведенное последним участником, всегда более эффектно. Хотя бы потому, что запоминается оно лучше всего. Задача усложняется, если между собой соревнуются целые страны, а основанием для их сопоставления является, пожалуй, самое масштабное и роскошное спортивное событие. Вдвойне сложно показаться лучшим, если времени на подготовку изначально немного.
Впрочем, для столицы Объединенных Арабских Эмиратов и одноименного эмирата Абу-Даби задача поразить гостей и участников последнего этапа Формулы-1 в уходящем сезоне не стала чем-то из ряда вон выходящим: идеи скорости и роскоши вполне гармонируют с образом эмиратов, да и сотворение всего самого большого и удивительного уже вошло в привычку. Все невозможное здесь возможно.
Нефтяной симбиоз
Вечная стройка и покорение вершин - кажется, сама суть жизни в Эмиратах. Строительная техника маячит повсюду, куда ни глянь, прорабы своей непрекращающейся активностью отнюдь не только создают впечатление (как часто у нас бывает), а еще не сданные в эксплуатацию объекты именуются самыми высокими зданиями мира.
Так и строительство трассы, позже названной Yas Marina Circuit, началось лишь в феврале 2007 года после проведения презентации F-1 от будущего организатора гонки. Заметим, что интерес к автоспорту в регионе Персидского залива появился задолго до этого, что подтверждалось и продажей бахрейнской компании Bahrain Mumtalakat Holding 30% акций McLaren, и проведением Гран-при Бахрейна. Непосредственно правительство эмирата Абу-Даби через компанию Mubadala Development Co. владеет 5% акций компании Ferrari, а также имеет долю в голландской компании Spyker Cars N.V., которая в 2006 году приобрела себе команду Формулы-1.
Надежность местных шейхов в качестве инвесторов на фоне пустых карманов других потенциальных претендентов привлекла внимание промоутера Формулы-1 Берни Экклстоуна. В свою очередь, сами шейхи в таком партнерстве оказались заинтересованы, поскольку на тот момент уже находились в процессе поиска более короткой дороги в автоспорт. Поэтому взаимовыгодное оглашение нового семилетнего контракта, согласно которому Арабские Эмираты обязались проводить Гран-при F-1 с 2009 года, не заставило себя ждать.
Богатые не заплачут
Впрочем, до 2007 года на искусственном острове Яс площадью в 25 кв км (что в 20 минутах езды от центра Абу-Даби), где ныне располагается автодром, не было никакой инфраструктуры - ни электричества и водоснабжения, ни даже дорог. Уже в мае 2008 года очертания трассы были видны с воздуха и началось строительство сердца автодрома - главной трибуны. К ноябрю «кровяная система», включающая, помимо главной трибуны, вписанный в автодром отель Яс на 500 номеров - самую яркую черту трассы - и комплекс боксов с системой кондиционирования, была практически готова. А за месяц до старта мероприятия - в октябре 2009 года - трасса была полностью оборудована системой искусственного освещения, ключевым элементом которой явилась «Башня солнца» - Shams Tower - с солнечными батареями для энергоснабжения. За это время в работы на объекте были вовлечены 14 тысяч рабочих и служащих. К слову, трибуны трассы способны вместить 50 тысяч человек, и все места на них были распроданы задолго до начала мероприятия. И хотя по меркам F-1 это очень мало, данный факт только добавляет Гран-при Абу-Даби эксклюзивности.
Учитывая обилие разного рода развлекательных услуг и радостей жизни при отсутствии контрастирующих с праздничной обстановкой окружающих трущоб, жители и гости эмирата должны быть довольны переносом сюда места финишной гонки. Повода для переживаний при контакте с бедными слоями населения не будет - скорее повод найдется для грандиозной вечеринки.
С роскошью шейхов
Удивить участников Формулы-1 действительно непросто - каких только профилей трасс с одинаково хорошей инфраструктурой, высокой безопасностью и разного рода интересными решениями не было в истории гонки. Тем не менее, устроители Гран-при Абу-Даби (главным образом - главный архитектор Герман Тильке и управляющий автодромом Филипп Гурджян) обещали нечто непревзойденное.
Шутят, что главным сюрпризом для самого Гурджяна должно было стать его смещение с поста директора автодрома (из-за конфликтов с подрядчиками) в должность консультанта нового руководителя - умеющего идти на компромиссы Ричарда Крегана. Однако перестановки не повлияли на генеральную линию организаторов, рассчитывавших, как и прежде, озадачить публику миллионом мелочей. Учитывая размер бюджета в 400 млн долларов, выделенного правительством и компанией Aldar Properties, выходит, что на каждую деталь пришлось по 400 долларов.
Увидев модель автодрома Yas Marina, экс-пилот Формулы-1 Дэвид Култхард даже пожалел, что завершил карьеру. В распоряжении команд и пилотов - высококачественное дорожное полотно, превосходное оборудование, один из самых вместительных гаражных комплексов, рассчитанный на 40 боксов, продуманная система кондиционирования и прочие удобства: все ориентировано на удовлетворение любых потребностей гостей и участников.
«Планка была поднята с открытием нескольких трасс, включая Сингапур. Берни Экклстоун интриговал нас все последние 18 месяцев, говоря «подождите, пока приедете в Абу-Даби»», - рассказывает глава команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер. - Просто невероятно, что сделала эта страна, построив такую трассу. Это просто в уме не укладывается. Трасса выглядит очень качественной, дело не просто в предыстории. Пилотам здесь нравится. Сервис просто фантастический».
Поражает все - от в миг материализовавшейся десятиполосной автострады от международного аэропорта до пристани на 150 яхт и парковок на 12 тысяч машин. А по завершении всех работ организаторы рассчитывают на то, что остров Яс станет огромным развлекательным комплексом с тематическими парками, автодромом, полями для гольфа, и исключительно пятизвездочными гостиницами. В частности, вскоре планируется презентация двух тематических парков - Ferrari и Warner. Также в планах - открытие здесь школы для пилотов и технологического центра для обучения инженеров. «Главное, что в этом регионе есть трассы поистине мирового уровня. Не только Yas Marina, но и Бахрейн, фантастический трек в Дубаи. Автоспорт в этом регионе прогрессирует, но это не только трассы, это еще и инфраструктура. Я думаю, что поскольку тут есть условия для развития картинга, то соревнования на картах будут проходить здесь также, а уже из этого вырастут пилоты, придут техники - это стимул для нынешних мальчишек войти в мир автоспорта. И этот стимул надо поддерживать», - прогнозирует Кристиан Хорнер.
Неведома зверушка
Рельеф насыпной трассы с холмами получился весьма интересным. Как описал в коротком предстартовом брифинге в клубе Scuderia Ferrari Marlboro пилот команды Джанкарло Физикелла, «перепад высот, сочетание очень быстрых и очень медленных секторов, плюс обилие поворотов под прямым углом во второй половине трассы придают гонкам на новом, еще незнакомом автодроме, особую интригу». Другой пилот Ferrari Фелипе Масса, несмотря на то, что в связи с проблемами со здоровьем (после аварии во время июльского Гран-при Венгрии) не смог непосредственно ощутить специфику трассы, также оценил ее конфигурацию как очень техничную и сложную: «Гонщикам придется как следует потрудиться, ведь пройти идеальный круг непросто: здесь много медленных поворотов, но при этом машина должна обладать хорошей максимальной скоростью, поскольку есть и две длинные прямые (включая самую длинную прямую в чемпионате)», -подчеркнул он. Иначе говоря, профиль трека требователен как к аэродинамике болидов, так и к искусству пилотирования.
Изюминкой этапа стало и то, что стартовали пилоты при дневном свете, а финишировали после захода солнца. При этом система искусственного освещения была рассчитана на то, что пилоты даже не заметят большой разницы в освещении. Ведь в памяти многих еще живы картинки вечерних заездов в Мельбурне, когда заходящее солнце слепило глаза, а тени от деревьев мешали обзору на трассе, что изрядно подпортило нервы пилотам. «Интересно, что осветительные приборы находятся довольно далеко от трассы и не бросают отвлекающих теней, так что освещение очень хорошее», - посчитал руководитель команды Brawn GP Росс Браун.
По мнению Германа Тильке главным фактором зрелищности гонки должны были стать ошибки пилотов: из-за сложности конфигурации трассы гонщики не смогут проходить круги идеально, соответственно, нацеленным на обгон соперникам придется проще. Что же касается технических решений, то серьезная модернизация машин не входила в планы команд в конце сезона, хотя некоторые представили ряд свежих разработок, рассматривая гонку на новой трассе в качестве тестовой сессии для подготовки к следующему чемпионату. В частности, как отметил Фелипе Масса, делая прогноз на предстоящие заезды, в отличие от других команд, Ferrari, начиная с Гран-при Венгрии, не занималась модернизацией F-60, что и снизило ее шансы. Единственное, на что приходилось рассчитывать, - возможность заработать какие-то очки и побороться с Vodafone McLaren Mercedes за третье место в Кубке конструкторов. «Мы всегда прикладываем максимум усилий, и для меня эта гонка не исключение, - обозначил свою позицию пилот Ferrari Кими Райкконен. - У нас есть цель - мы пытаемся вернуть себе третье место в Кубке конструкторов. И думаю, будет неправильным подойти к гонке спустя рукава. Для меня это такая же гонка, как и любая другая в этом сезоне. Я приложу в ней все усилия». В то же время McLaren бросили все, чтобы улучшить болид - и последние пару гонок провели на высокой скорости.
Дело за гонщиками…
Несмотря на то, что на кону остались позиции ниже первой, последняя гонка сезона обещала подарить чемпионату достойный финал хотя бы за счет уникальности трассы. Собственно, такова природа гонок Формулы-1: даже при предрешенном чемпионстве, интрига сохраняется до самого конца.
В итоге притом, что уверенным лидером на этапе квалификации был прошлогодний чемпион мира Льюис Хэмильтон, то в решающем заезде второго дня он досрочно сошел с дистанции из-за обнаружившихся дефектов в системе торможения болида. Между тем, Хэмильтон все же сохранил за собой лидерство по количеству очков, набранных во второй половине чемпионата.
Пожалуй, самым интересным моментом гонки стало противостояние команд Brawn GP и Red Bull Racing в финишном заезде (собственно, это было олицетворение главного противостояния всего сезона). В результате Дженсон Баттон из команды Brawn GP оказался третьим в заезде, сохранив за собой титул чемпиона этого года по результатам всех семнадцати гонок, а пилоты Red Bull Racing Марк Уэббер и Себастьян Феттель подарили зрителям достойный дубль. Последний выиграл гонку, одержав пятую победу в карьере и четвертую в сезоне. «Это сложный трек. На нем нужно постоянно быть сконцентрированным. Очень легко сделать ошибку, которая может стоить большого количества времени. Есть некоторые повороты, которые очень сложны и иногда провоцируют на ошибку, поэтому нужно быть очень внимательным. В целом, это прекрасное место. Поразительно, чего добились организаторы гонки здесь за такое короткое время. Так что победа в гонке, дубль для Red Bull - лучшего и быть не могло», - заключил Феттель.
Кими Райкконен заявил, что разочарован результатом своей последней гонки за команду. Хотя упрекнуть его не в чем: с имевшимся болидом он сделал все возможное. Стартовав с последних рядов, Джанкарло Физикелла уже не мог исправить ситуацию. Таким образом, прощальная для Райкконена и Физикеллы гонка не позволила им громко заявить о себе. Что касается Кубка конструкторов, то войти в тройку призеров у Ferrari не получилось, что глава команды Стефано Доменикали охарактеризовал как логичное продолжение невезения на протяжении всего сезона. Доменикали также пообещал улучшить показатели в следующем году, опираясь, в частности, на опыт Фернандо Алонсо, подписавшего контракт с командой на три сезона. Так что мыслями Ferrari уже в сезоне-2010. «Этот сезон был сложным для меня, да и для Ferrari он выдался не лучшим. И в следующем году все мы ждем реванша, надеемся, что у нас будет возможность бороться, побеждать», - надеется Алонсо.
Действительно окрыляет
Наблюдение за гонкой с высоты Паддок Клуба Ferrari Marlboro, несмотря на запредельную громкость проносящихся мимо на огромной скорости болидов, когда рев моторов чувствуешь всеми внутренними органами, и отсутствие возможности пообщаться, оставляет ощущение своего рода элитного времяпровождения в комфортном спорт-баре, нежели пребывания на гоночной трассе.
Реальность происходящего в полной мере ощущает только пилот болида, который на вопрос «What is Formula-1 for you?» отвечает «It’s my job». Вот такая работа, когда каждый поворот оказывается проверкой на прочность, когда ничего нельзя загадывать и надеяться можно только на себя и инженеров команды, когда смерть, как по Кастанеде, «всегда за левым плечом» и неизвестно, когда она заявит свои права.
Гран-при является работой, разумеется, и для организаторов события, которые во время того, как все наслаждаются процессом, отслеживают и проверяют все детали, дабы все прошло гладко. В этом смысле Формулу-1 без преувеличения можно назвать пособием по организации мероприятий. Все было подчинено одной цели - продвижению Гран-при и приему его участников и гостей. Все пути из города вели к трассе, в отеле Emirates Palace располагалась экспозиции болидов различных эпох, реклама мероприятия была повсюду, конкурируя разве что с информацией туристической направленности. Впрочем, ОАЭ могут себе это позволить.
Кстати, в плане рекламного эффекта победа команды Red Bull оказалась весьма показательной. Увидев в магазине по пути в аэропорт полки с напитком Red Bull, вероятно, каждый про себя произносил знакомый слоган «Red Bull окрыляет». Теперь, после гонки, в эффект энергетика верится значительно проще - и вот это действительно высший пилотаж маркетинга.
p.s.
Шаманские параллели
Нынешняя столица Казахстана Астана буквально за десяток лет стала чрезвычайно похожа на Абу-Даби - правда, в миниатюре. Создается впечатление, что президент страны Нурсултан Назарбаев, день рождения которого, к слову, совпадает с днем рождения столицы, побывав в ОАЭ, сказал себе что-то вроде: «Что ж, у меня такая же пустыня кругом, с такими же колючками и верблюдами. Так почему бы не быть и таким же сверкающим небоскребам?»
И воплотил, что называется, мечту в жизнь. Действительно: красуется Астана на фоне бесконечной степи чудесным оазисом, а президент глядит на все это великолепие со 105-метровой обзорной башни Байтерек (с казахского «тополь, растущий в степи») и умиляется. Ведь визитная карточка и главный памятник города, в народе прозванный Чупа-Чупсом (чем не Shams Tower?) символизирует чуть ли не божественные истоки власти Назарбаева.
Официально памятник именуется символом мирового древа. По преданию, на вершине священного степного тополя райская птица Самрук отложила золотое яйцо (в данном случае - стеклянный шар диаметром 23 метра). Когда птица прилетит вновь, то принесет на своих крыльях счастье (стало быть, Астане в первую очередь).
Основанию столицы ОАЭ, к слову, также посвящена красивая легенда. Дескать преследовали как-то охотники газель. Та долго петляла по пустыне, пока не вывела их на берег Персидского залива, где бросилась в воду и вброд перешла на остров. Последовав за ней, охотники очутились у источника пресной воды. В благодарность они даровали газели жизнь, а основанное рядом с источником поселение назвали «отцом газели», что по-арабски звучит как Абу-Даби.
Ксения Воронина
Абу-Даби - Санкт-Петербург.
http://s817.photobucket.com/albums/zz100/cholia_melan/formula%201/http://s817.photobucket.com/albums/zz100/cholia_melan/formula%201/racers/http://s817.photobucket.com/albums/zz100/cholia_melan/formula%201/yas%20marina%20circuit%201/http://s817.photobucket.com/albums/zz100/cholia_melan/formula%201/yas%20marina%20circuit%202/