«Любите девушки простых романтиков, отважных летчиков и моряков». Романтики - штучный товар, моряки последнее время славятся только сомнительными операциями в далеких африканских морях. А вот наши летчики из аэроклуба «Истра» собрались, проработали маршрут и перелетели Атлантику, став первыми авиаторами-любителями, кто совершил подобное путешествие на легких вертолетах. 88 летных часов через 10 стран мира, над Нью-Йорком, Ниагарским водопадов, Гудзоновым заливом, ледниками Гренландии, Исландией, Фарерскими и Шетлендскими островами, через Северную Европу и Россию.
Вертолетчики из США, которых пригласили к перелету, узнав о степени риска, отказались лететь над Атлантикой. Русские пилоты на американских легких вертолетах Robinson полетели сами. Почти 2500 км над водой, при этом самый продолжительный беспосадочный перелет составил 550 км. Без сопровождающих и специальных спасательных средств. Даже несколько сигнальных ракет авиаторы привезли обратно и торжественно запустили в родном аэроклубе. На тот случай, если бы вдруг кто-то оказался в воде, заранее провели тренировочную спасательную операцию на берегу Гудзона. Упади кто в океан, его бы спасли прямо на лету с других вертолетов с помощью обычной веревки с узлами. При чем в том, что все бы обошлось сомневаться не приходится - это показала настоящая внештатная ситуация. Во время перелета над Гренландией на борту руководителя перелета Дмитрия Ракитского вылетела топливная трубка. Посадку на ледник совершить было практически не возможно, трубку вставили обратно прямо в воздухе, встав на лыжу вертолета.
- В мире этого никто не делает, это достаточно опасно и выглядит сурово - буднично и просто рассказывает об этом один из участников перелета, абсолютный чемпион мира 2006 по высшему пилотажу на самолете Александр Курылев.
Преодоление 15700 км от пригорода Лос-Анжелеса до деревни Крючково Истринского района заняло у пилотов 3 месяца. Помогали нашим пилотам на границах во всем мире и повсюду их встречало неизменно удивление на лицах. Так, вспоминают пилоты, диспетчер в Нью-Йорке трижды переспросила, когда они запрашивали посадку в городе:
- «Russian helicopters??!»
Летчики признаются, что практически повсюду пролететь на вертолете не составляло труда. Мир достаточно открыт. За исключением одной единственной страны. Почему-то не сложно догадаться какой. Первое что услышали вертолетчики приблизившись в конце маршрута к родине: «Пересечение государственной границы не разрешаю». Пришлось стать в спирать и дожидаться разрешения на пролет. В чистом пересчете героическое расстояние в полмира летчики преодолели за 2 недели. Ждать разрешение перелететь границу родной страны пришлось 2 (!)месяца, при том, что в питерском Пулково все были извещены об их прилете и должны были, по идее, ждать.
- Масса преград административного характера - рассказывает Дмитрий Ракитский. Количество людей выдающих разрешения на перелеты огромное. Начинается все с Минобороны, ожидать решения которого надо примерно месяц. После этого ждешь разрешения Росавиации. Затем какая-то частная контора указывает место и время пересечения границы. Причем делает это она в определенные часы не зависимо от условий погоды. И даже когда все разрешения были получены, мы все равно не могли пересечь границу вместе. Нам давали 3 дня на пересечение одним бортом, 3 дня на другой. Через 2 недели смог перелететь последний. Потребовался выход на руководителя Росавиации Геннадия Курзенкова, для того чтобы он немного усмирил подчиненных и привел ситуацию к здравому смыслу. Поэтому на все ушло 2 месяца
«В Европе и США покупка частного вертолета уже вполне обычное дело. В настоящее время только в Штатах зарегистрировано почти 200 000 частных вертолетов, в то время как в России едва ли наберется две сотни» - утверждает сайт
www.vertolet.ru. Естественно покупка и обслуживание легкого вертолета для частных целей - затея недешевая. Но главная проблема даже не в деньгах.
- Для малой авиации нет условий выживания. Необходимо изменение российского законодательства в соответствии с мировыми нормами. Мы были первыми за последние 5 лет, кто пересек российскую границу на малой высоте. Мы хотели этим перелетом показать, что летать можно - говорят летчики
Малую авиацию в нашей стране не видят в упор. Когда пилотов просили вспомнить о самых запоминающихся моментах, они в равном соотношении вспоминали как о потрясающей красоте земли сверху, так и об отношении к ним в разных странах. -Диспетчер за границей - это твой помощник, который помогает избежать столкновений в насыщенном воздушном пространстве. Общение диспетчера и пилота в России похожи на отношения гаишника и водителя - рассказывает Дмитрий Ракитский.
Кроме того, для авиаторов созданы комфортные условия не только в воздухе, но и на земле. Какого было удивление пилотов, приземлившихся в пустынном маленьком аэропорту в центре Америки, когда они нашли чистый зал отдыха, кондиционеры, справочники, душ, полные холодильники холодной воды, гамбургеры и даже печку по их выпечке. На стене был вывешен список цен, под которым стояла трехлитровая банка - туда нужно было кидать доллары за услуги. В этом аэропорту не было ни души, все рассчитано на добросовестность посетителей.
Наверное единственный раз, когда условия были хуже, чем в России, оказалось на Севере Канады. Ночевка в «гостинице» из собранных бытовок обошлись по 500 долларов на человека. Там же, в богом забытом северном уголке мира авиаторы впервые встретили куда более дорогое топливо, чем в 1/6 мира.
Но с куда большим воодушевление пилоты вспоминают о трудностях из разряда «приключения». Про то, например, как не найдя места для ночлега в одном из городков Большого Каньона полетели искать ночлег прямо ночью. Или о том, как оказались в горах при скорости встречного ветра 90 км/час. Или как в Нью-Йорке их задержало ФБР. Предыстория этого такова, что наши вертолетчики высадились в Америке искупаться в каком-то озере. Оказалось озеро частное - и хозяева, перетрухнув от того, что к ним на участок неожиданно приземлились 3 вертолета, из которых вышло пятеро русскоговорящих мужиков, чтобы искупаться и улететь, не долго думая, стукнули в ФБР. В Нью-Йорке пилотов ждали 15 человек в экипировке и с собаками, однако ситуация разрешилась быстро и вежливо.
- Вспоминаются полеты над океаном в ясную погоду - рассказывает участник полета, курсант клуба «Истра» Николай Кузнецов» - когда небо абсолютно чистое и линия горизонта, там, где оно смыкается с океаном, как бы размыта. Ощущение, что находишься в какой-то сфере, мозги проветриваются очень хорошо.
22 октября пилоты четко и синхронно приземляются на вертолетную площадку «Буньково» под музыку «Jesus Christ Superstar». Цветы и шампанское которыми их пытаются наградить смотрятся на фоне унылых крючковских перспектив под октябрьским дождем выдранным зубом, но пилоты рады, они улыбаются и обнимаются с близкими, которых не видели три месяца.
Со словом «вертолет» у меня почему-то была стойкая ассоциация - «война». Вертолет обязательно большой, зелено-серый, в который быстро что-то грузят или везут хмурых солдат, он летит над горами. Большая громкая машина, в рокоте которой что-то тревожное. Оказывается, бывают и другие вертолеты - маленькие, блестящие, желтые, красные, синие и навевающие мысли о приключениях. Их кабина внутри похожа на салон иномарки и, кажется, что лететь на нем можно не с опаской, а только с восторгом и упоением от неба. Всех желающих журналистов, присутствующих на встрече, катали на них по очереди. Ветер от вращающихся лопастей приминает траву, гонит дождевую воду по кругу и мы взлетаем. Из окна кабины вертолета все смотрится куда симпатичнее, чем на земле, осень - уже не золотая, а вполне себе облезлая - кажется красивой и сказочной. Лес под нами клубится туманом и сминается на горизонте дождевой завесой. Внизу путаются домики-дачи - те, что побогаче, с аршинными заборами, и деревянные хибары; дорога пропадает вдали. Совсем не страшно.
Ангар, внутрь которого закатывают вертолеты по возвращению, засыпан сухими желтыми листьями, Я все думала, как же его заталкивают под крышу, он же на «лыжах»? Оказывает к задним концам этих «лыж» прикрепляются колесики, а впереди человек устанавливает тележку и катит таким образом вертолет. «Вертушки» по очереди завозят внутрь, надевают чехлы и оставляют ждать летной погоды и больных небом людей. Почему-то пилоты, тех персонал, моложавые дедушки- летчики, люди в сигнальных жилетах, флегматичная черная собака, гуляющая под дождем создают какое-то семейное впечатление
На пресс-конференции Михаил Юшков - директор по маркетингу компании «Авиамаркет», которая и выделила 70000$ на трансатлантический перелет, говорил непривычно романтично для своей профессии:
- Меня спрашивали - зачем мы это затеяли?.. Мы стали такими прагматиками, ждем, что у всего должна быть коммерческая цель, что нужно заработать любым поступком какие-то деньги. Мы забыли, что наша страна славилась своими героями-авиаторами. Вспомните, как встречали Чкалова. Мы забыли, что мы способны на многое. Наши вертолетчики доказали всем и себе, что они способны на подвиги. Мы бежим и забываем, что есть люди увлеченные. Малая авиация в полной разрухе, но мы постепенно воссоздадим все это. Не будем стоять на месте. Впереди кругосветка!
- Кругосветка более далекий план - дополняет его Ракитский. В более близкой перспективе повторить пройденный маршрут, но в обратную сторону, пролететь 12000 км по России. Дело в том, что здесь путь более сложный, так как сложнее получить разрешения. Экипажи которые совершали кругосветные полеты до нас не могли получить разрешение и им приходилось обходить Россию. Надеемся, что для нас будет сделано исключение.
Хочется надеяться, что так и будет. Хочется надеяться, что хотя бы не будет хуже. Как было у кого-то написано: «спасибо всем, кто помогал и всем, кто не мешал». Помощи в установление рекордов нашим вертолетчикам со стороны ждать не приходится, остается уповать на то, что за то время, пока они готовятся к новым маршрутам, наше законодательство не обрастет еще каким-либо запрещающими статьями или не выдумает новое контролирующее ведомство по отношению к «russian helicopters» и всем, кто хочет летать.
Фотографии из официального пресс-релиза