Чтобы более-менее авторитетно говорить о городе, надо любить его.
Чтобы любить, надо пожить в нём и в какой-то мере раствориться.
В Бердянске у меня не было такой возможности, всего лишь небольшая праздная прогулка, в которой я, как обычно, стараюсь избегать пошлых туристических маршрутов и часто фальшивых, фасадно-публичных достопримечательностей.
Мне больше интересны живые люди, среда их обитания...
Это мой чисто субъективный взгляд, я не стремился к формальной и потому лживой объективности, не знал города, и поэтому маршрут был неопределённым, случайным и наверняка самое замечательное я упустил.
Бердянск не всегда был курортно-туристическим и, бродя по дворам и улочкам, хтелось найти именно эти его живые корни.
Приятно было смотреть на обычные, старые домики юга Малороссии, сделанные давно и надёжно.
Кое-где асфальтировать пешеходные тротуары было бы просто варварством.
Самое чудесное в городе - это удивительная фактура старых домов.
Мне кажется, живописная ценность их на много выше всяких раскрученных Монмартров.
На этом доме привлекла сохранившаяся деталь оконной рамы - выточенная деревянная колонка створки - очень редкая вещь.
Но эту красоту города, которая могла бы стать его основной, колоритной достопримечательностью, как-будто никто не видит.
Её безжалостно разрушают, дома перепродают, чтоб потом снести или построить какой-нибудь "цивилизованный", пластмассовый новодел.
Вроде этого, где местные власти разместили прокуратуру:
Рассеянно проходя по тенистой улочке, вдруг вздрогнул, - из глубины двора на меня смотрел глаз какого-то древнего палаццо.
Оказалось, старый молельный дом караимов, который власти использует под свои нужды.
Здесь местный этногграфический музей. Зайти не решился.
Советские дома хорошо вписывются в старый облик города.
В одном дворе просто обалдел, - мощная металлическая советская беседка и карусель, сохранившиеся с 50-х годов прошлого века! (Специально даже уточнил у местных старушек)
Я помню их жалкие остатки ещё в московских дворах. Здесь, вероятно благодаря климату, они не только выжили, но карусели всё ещё прекрасно работают. Потрясающая надёжность!
Забавные посохинско-провинциальные претензии на конструктивизм напоминают 70-е.
Архитектура здесь полностью подчинена текущим бытовым нуждам, поэтому о том, каким был дом изначально, можно только догадываться.
Старая чугунина.
Советская коробочка для хлеба.
Иногда через тени может коснуться южное дуновение от Де Кирико.
О коммунальным хозяйстве власти города, похоже, забыли более 20-и лет назад.
Деньги в основном добываются ими на продаже земли, "реконструкции косы" и "благоустройстве" города, что можно наглядно наблюдать перед их главным зданием, - полностью уничтожили огромный парк для чего-нибудь покрасивше и подороже.
Ну как же не съездить на косу!
Для города это основная туристическая зона и, следовательно, доходное место.
То, что я снял из окна автобуса, - к архитектуре не имеет никакого отношения: доходные дома нуворишей в только им известном "красивом стиле", или старые следы банального криминального передела, - хозяев замочили на стадии строительства (последний дом, как мне сказали, строил какой-то армянин, в чём трудно сомневаться).
Оголовок косы.
Когда-то здесь жили одни рыбаки.
Была пристань, рыбзавод, коптильня… здоровая, трудовая жизнь.
Этот рыбзавод накрылся в 91-м, вместе с Союзом.
Место уже куплено и наверно ждёт постройки очередного отеля или ещё чего-нибудь привлекательного.
Пограничников, которых центральные власти Украины здесь разместили, местные жители хотели было выгнать нефиг, но те их уговорили не увеличивать безработицу. Пообещали местным смотреть в бинокль за чужими браконьерами и вовремя стучать. Над ними сжалились и оставили.
Дорога к открытому морю идёт через камыши.
У моря не без этого.
В сторону залива, на самом конце косы, который из-за размыва превратился в остров, можно обнаружить остатки ещё одного рыбзавода, который загнулся где-то в 70-е.
Следы пристани.
Последние остатки коптильни медленно сползают в море.
Уже и от кладбища кораблей ничего не осталось.
Приятно было расствориться в этом пейзаже, в тёплом море…
----------
Упомяну и о не очень приятном.
Люди в городе довольно дружелюбны, но пару раз всё же довелось наткнуться на хохляцких нациков, явно заезжих. Омерзение от них передать трудно.
А на подъезде поезда к Запорожью окно вагона пробил увесистый камень.
В вагоне было полно детей на уровне голов которых и была пробоина, но слава богу…
Проводник сказал, что с российскими поездами это происходит постоянно и почти в одних и тех же местах. Это не обычное хулиганство.
Как бы она не была мала, но тенденция "незалежного" фашизма существует и кому-то очень нужна. Она характерна только для самого последнего поколения.
Никогда не думал, что народ может так быстро деградировать
Эта запись является в некотором роде дополнением к чьей-то более ранней (2 года назад) -
Бердянск. Коса----------
PS:
В вышеупомянутой записи, автор, по своим субъективным причинам, цитирует раннего Бродского.
Мне также захотелось процитировать не столько его знаменитое:
...Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники -- ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.
(Несомненно, он демонизировал СССР, намекая на него как на Империю, где кровавое КГБ не даёт поэтам в столицах писать лирические стихи) сколько ответ на него Марата Ахтямова:
Если ж не в Империи родиться -
Довелось, а на ее обломках,
Нет особой разницы - в столице,
Иль в глуши - ты будешь как в потемках.
Лучше быть голодным и усталым,
Чем холопом доедать объедки,
Лучше быть в Империи капралом
Чем царем - в стране-марионетке.