Как шутят военные, в Липецком авиацентре нет ничего невозможного, здесь и медведя научат летать. Чем не повод напроситься овладеть профессией летчика и хотя бы немножко попробовать дотянуться до небес? И такую возможность авиацентр предоставил. Правда ушло уйма времени на согласование с генералом Харчевским. Но это стоило того! К слову, генерал Харчевский в 2000-м «катал» самого президента России Владимира Владимировича Путина в Грозный. И в этом году летчик липецкого авиацентра Юрий Грицаенко поднял в воздух Дмитрия Медведева на новом истребителе СУ-34.
- Еще раз говорю, запоминай: вот этот рычаг щелкаешь - шасси убираются, ручку управления самолетом плавно на себя - пошел на взлет, - инструктирует меня уже в который раз майор авиации, офицер Липецкого авиацентра Сергей Прокопенко сидящего в кабине в полной готовности к взлету.
Так начинается мой первый и пока единственный в жизни день полетов на многоцелевом тактическом истребителе-перехватчике «СУ-27». Надеюсь, что не крайний (слово «последний» летчики не употребляют).
- Движки запускают по очереди, сначала один, затем другой, - продолжает майор Прокопенко, показывая на цилиндрический рычаг слева. - Также следишь за балансом топлива в баках - вот две шкалы, нужно чтобы на обеих было поровну топлива.
Как назло, все инструкции, данные майором, вылетают из головы. Сотни приборов, кнопок, выключателей-переключателей, поди запомни их. Помню предназначение трех-четырех приборов, и все. Но успокаивает то, что рядом в кабине майор, он не даст свалиться в штопор и бесславно сгинуть.
Две педали в ногах, как на автомобиле, ими «рулишь» по взлетной полосе влево-вправо.
В летном шлеме, удобном кресле чувствуешь себя как байкер на чоппере, несущемся по трассе со взлетной скоростью воздушного крейсера СУ-27.
- Поехали, - сказал майор Прокопенко и махнул рукой.
Выруливая педалями по «взлетке», держу белую разделительную черту посередине носовой части «сушки». Внизу несется квадратами бетонка. Сначала квадраты видно, потом они сливаются в единое серое полотно.
Как и учил майор Прокопенко, разогнавшись до нужной скорости и по его же команде, плавно тяну ручку управления на себя. Ощущения полета в первые доли секунд не возникает, ты будто зависаешь на одном месте. Но вот оно - летим! Голубое небо, горизонт, диск солнца над головой, внизу квадраты желтых, серых, черных полей и, словно стежки на лоскутном одеяле, посадки.
- Куда летим? - раздается в наушниках голос Сергея Прокопенко, сидящего в метре от меня. - Давай покажу Липецк…
Вот внизу река Воронеж, разворачиваемся где-то над Новолипецком, возвращаемся чуть назад и летим над овалом стадиона «Металлург», затем опять в сторону. Вдоль поймы Воронежа «идём» на Сокол. Скорость сумасшедшая, и все пролетает внизу стремительно: железнодорожный мост, автотранспортный виадук. Летим над орловским шоссе и уходим в сторону Матырского водохранилища.
Затем поступает предложение майора Прокопенко лететь на полигон - пострелять по мишеням. Вперед! Веду самолет я, хотя то и дело приходится вмешиваться майору - меня штурвал слушать отказывается и машина может рухнуть.
Получаю приказ майора Прокопенко найти полигон самостоятельно, больше доверяя приборам, по которым он меня тоже пытался учить летать.
Легко сказать - найти самому. На земле я этот полигон найду с закрытыми глазами, места здесь грибные, известные, а вот с воздуха…
Первый раз прохожу в стороне от полигона в 23 километрах. Получаю нагоняй от Прокопенко. Второй раз выходит уже лучше - ошибаюсь на 16 километров. Третий заход выполняет Прокопенко, отобравший управление.
Внизу хорошо просматриваются цели - макеты самолетов, стоящие на поле. Как стрелять, я знаю, майор Прокопенко научил. Да и принцип похож на стрельбу в компьютерных играх.
Бью по самолетам, как в тире. Они горят на земле. Другая цель - какое-то белое строение. Не спрашивая Прокопенко, бью по ней.
…Огонь и полымя, дым! Наушники разрывает голос Прокопенко: «Это гражданский объект!».
Все, летим назад. Летим, под трибунал?
Возвращаемся на базу поздно вечером. Самолет ведет по приборам майор, я глазею в небо - огромные звезды, прямо спереди - Большая Медведица, внизу - огни Липецка.
- Взлетать - это не самое сложное, - слышу Прокопенко. - Самое сложное посадить самолет, - говорит майор и уверенно сажает «сушку», выключает двигатели и открывает кабину… тренажера «КТС-23», практически точной копии истребителя «СУ-27».
Надеюсь, вы извините меня за то, что так долго водил вас за нос выдавая полет за настоящий. Но все вышеописанное, весь визуальный ряд с ориентировками по местности - сущая правда, хоть и виртуальная. Ощущения - приближенные к настоящим.
Вид из кабины «сушки» - тренажера «КТС-23» это огромный экран, загруженный компьютерной программой, разработанной Пензенским конструкторским бюро моделирования. Географическая местность - Липецк и некоторые районы области. Кстати, практически все летчики в России пользуются этой программой и летают именно над Липецком. Других городов военные компьютерщики пока не «нарисовали».
Кабина КТС-23 полностью соответствует кабине со всеми приборами и управлением настоящего СУ-27. В Липецком авиацентре есть тренажеры всех типов самолетов. Каждый летчик авиацентра постоянно оттачивает на этих тренажерах мастерство. На авиатренажерах нередко занимается и начальник авиацентра генерал Александр Харчевский.