Россия горит каждый год. Но пока эта проблема не коснулась европейской части, о ней предпочитали не вспоминать.
Тем временем в Сибири лесные пожары обычное дело. Это штатная ситуация. Тушат без паники и без геройства.
В Ханты-Мансийском округе в этом году пожары начались раньше обычного из-за дружной весны. Уже в начале мая был объявлен 3-й класс пожарной опасности из пяти возможных. Поскольку значительная часть территории недоступна для автотранспорта, то основную роль в деле обнаружении и тушения пожаров играет малая авиация.
Как организована работа воздушных пожарных:
Вводные данные: оперативная информация о трех пожарах
Цель: визуально обследовать очаги пожара для последующей высадки пожарной команды
Место действия: Ханты-Мансийский район ХМАО - Югры (размером с Московскую область)
Средства: самолет Ан-2 стандартной комплектации
Экипаж: первый пилот, второй пилот, наземный техник
Пассажиры: пожарный-наводчик, телеоператор, спецкор, блогер
Маршрут облета: Ханты-Мансийск - Нялино - Салым - Болчары - Ханты-Мансийск
Протяженность: 560 км
Высота полета: 100-300 метров
Скорость: 160-190 км/час
Метеосводка: переменная облачность с порывистым ветра до 12 м/с в приземных слоях; фактически: умеренная болтанка.
Это стандартный облет, третий за месяц. Корреспондентов местного канала «Югра» пригласили осветить работу авиаотряда пожарных. Нашлось место и для меня.
1
Сейчас у пожарных нет собственной авиации и работает по схеме найма техники и пилотов со стороны.
В данном случае это означает, что самолет пригнан из Нижневартовска, летный экипаж прибыл из Кургана. Пожарный наводчик из местных.
2
Летная работа Ан-2 оплачивается по тарифу 50 тыс. рублей в час. Работа вертолета Ми-8 в ханты-мансийском аэропорту стоит значительно дороже - 80-90 тысяч, поэтому его используют только для высадки пожарного десанта на уже обнаруженное возгорание. Рекогносцировку выгоднее проводить на старичке Ан-2. Финансирвание частично федеральное, частично окружное.
Мне было интересно полетать на "кукурузнике", "аннушке", "жеребенке" - легендарной машине, остающейся в строю до сих пор. До этого я лишь однажды летал на нем с парашютистами.
3
Ан-2 - единственный в мире самолёт, производство которого продолжается уже более 60 лет (ныне он производится в Китае). И он же самый большой в мире одномоторный биплан за всю историю авиации.
4
Прозвучало классическое «от винта» и кукурузник засеменил на взлетку, смешно пофыркивая при работе педалями. Замер на старте, взял разгон и без ощутимого форсажа мгновенно оторвался от земли. Это его неоспоримое достоинство, как и возможность работать с грунтовых аэродромов без обслуживания. Иллюминаторы не открываются, но их специально помыли для нас.
Маленький и уютный Ханты-Мансийск проплыл под левым бортом.
5
Настраиваем навигатор, сверяем карты, ложимся на курс. На место второго пилота садится пожарный наблюдатель.
6
Ханты-Мансийск расположен при слиянии Оби и Иртыша. У них огромные, 30-километровой ширины поймы, испещренные протоками. Половодье уже началось, и вода потихоньку прибывает. Сверху мы то и дело наблюдаем выжженные острова. Для сухих гроз еще не сезон. Но открылся охотничий сезон. Рыбаки и охотники в это время являются основными поджигателями.
7
8
Не везде вода может стать преградой огню, и на подлете к Нялино, мы видим шлейфы дыма из сосновых боров. Несколько виражей над очагами, прильнув к окнам, запах дыма пробирается внутрь.
9
10
Пожарный ведет ведомость, отмечает на карте кварталы и лесные выделы, пораженные огнем.Эти данные тут же передаются диспетчеру. Он координирует работу Ми-8, который должен прибыть сюда с десантом.
11
Идем на Салым. Прошло около часа. Организм сдался. Подкатывало к горлу, крутило в разных местах, энтузиазм упал на ноль. Ничего подобного в вертолетах я не испытываю, а тут развезло. Осталась одна мечта - ступить на землю. Прелести болтанки настигли всех пассажиров, но спасались по-разному. Кто-то встал, кто-то продолжал сидеть, я же скрючился и закрыл глаза. В таком забытье пролетели оставшиеся 3 часа.
12
Периодически я включался, когда подлетали к объекту. В Салыме сигнал о пожаре не подтвердился. В Болчарах, недалеко от поселка, по берегам Конды выявили несколько возгораний.
13
14
Стиснув волю в кулак, мы снимали пожар.
15
Телевизионщики даже стенд-ап сделали в салоне, подавляя приступы тошноты.
16
Как только сели, внутри все устаканилось, только желудок припоминал аннушкину трепку.
17
На улице тем временем похолодало, и я с радостью подумал, что десантникам не придется долго возиться с пожарами. Они оказались средние по размерам, не слишком сложные в плане тушения (низовые), и не в сплошных лесных массивах.
18
Помимо аэровизуального наблюдения и информации с мест на территории округа ведется спутниковый мониторинг пожароопасности. Самое важное - локализовать пожар на ранних стадиях. Для этого нужно оперативно реагировать. Без малой авиации на сибирских просторах не обойтись. Так что аннушке еще придется полетать лет 50. Ничего более практичного с тех пор (не считая вертолетов) в России в серийное производство не запустили.
19
Не удивлюсь, если начнем покупать у китайцев собственное ретро.