Почему рупоры либеральной оппозиции уходят в ЕдРо?

Apr 19, 2011 18:01


Кузьма ФЁДОРОВ

Чтобы подтвердить звание настоящего российского либерала, тем более - агитатора и пропагандиста, нужно сперва покричать погромче о правах человека, свободе слова и плюрализме мнений, заработав себе на этом очки; потом какое-то время получать дивиденды, окунувшись с головой в торжество демократии; потом, когда дивиденды оскудеют, вынырнуть, отплеваться и перейти в услужение тем, кого ещё недавно яростно клеймил. Знают эту формулу лучшие представители нынешней питерской либеральной интеллигенции или не знают, но поступают именно так.
Многие с тревогой интересовались судьбой видного либерального публициста, автора «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Фёдора Кузьмина. Напомним, журналист, о котором речь, стал особенно заметной фигурой на ниве питерской оппозиционной мысли, опубликовав на страницах «Новой газеты» своеобразный манифест либерализма 2010-х - «Апологию жемчужного прапорщика».



Так вот, спешим успокоить: автор Апологии жив-здоров и по-прежнему трудится на благо Отечества и народа. Очередное его произведение, предостерегающее сограждан от заражения вирусом на этот раз арабских революций, опубликовано в последнем номере очень солидного издания. Тираж 400 тысяч экземпляров, мелованная бумага, цветная печать. Редакционный совет: Вадим Тюльпанов, Вячеслав Макаров, Александр Зарагацкий, Виталий Милонов, Елизавета Агамалян… Главный редактор - Дмитрий Юрьев. Газета называется «Вестник «Единой России» в Санкт-Петербурге» (№4, апрель 2011). В этом же СМИ вы найдёте и авторскую колонку теперь уже бывшего главного редактора питерского выпуска «Новой газеты» Валерия Береснева. Не будем пересказывать, о чём текст, это слишком утомительно, - поклонники названного журналиста сами прочтут.



Суть в данном случае не в содержании конкретных заметок - этих или будущих, а в том, что никакой сенсации не произошло.

В питерском оппозиционном пространстве всё тихо-спокойно. Импровизированный опрос, проведённый среди активной части читательской аудитории, признаков шока или хотя бы удивления таким поворотом событий не выявил. Наиболее подкованные респонденты, порывшись в памяти, вспомнили афоризмы вроде «От либерала до охранителя один шаг» или «Нет идеологии гнилее и лицемернее либерализма». «А что тут странного? Все знают, давно именно к этому и шло», - пожал плечами информированный активист-общественник. А его старший коллега рассудительно добавил: «Понятное дело, там больше платят!»

И всё-таки непонятно: неужели и правда «так и должно быть»? Ведь, скажем, упомянутый Валерий Береснев в течение последних четырёх лет был не просто каким-нибудь известным в узких кругах деятелем либерального толка. И даже не просто известным либеральным журналистом. Он был, без преувеличения, рупором питерской оппозиции, проводником демократических идей, кумиром и светочем, надеждой и оплотом. На него молились, ему слагали оды. Про него говорили: «Если не «Новая газета», то кто же?», полностью отождествляя издание с руководителем. От него зависело многое. В секторе информационного обеспечения успехов питерской оппозиции - почти всё.

Поэтому «небольших промахов» старались не замечать. Запрет на упоминание на страницах «Новой» в сколько-нибудь положительном ключе целого ряда неугодных оппозиционных организаций (например, «Другой России»); откровенная цензура; как и столь же откровенная реклама угодных оппозиционеров; немереное восхваление протестных акций «своих» и игнорирование «чужих»… Всё это одних поборников демократии вполне устраивало, другие стыдливо или трусливо - в зависимости от степени морального разложения, закрывали глаза. Попробуй возрази - сразу попадешь в «чёрный список» и персональный стоп-лист главреда.

Торжество демократии меж тем крепчало и обрело законченные формы в программном гимне «жемчужному прапорщику». Но и тогда мало кто встрепенулся. Звучали, конечно, отдельные возмущённые голоса, но как-то уж очень вяло, да и те тонули в потоке очередных славословий «единственному в городе оппозиционному изданию». Когда либералам пытались задавать неудобные вопросы, они в риторическом пылу вспоминали - подумать только! - о «плюрализме» и «уважении иного мнения».

Теперь, когда перерождение (если и было чему перерождаться) рупора оппозиции стало необратимым, его ближайшие соратники, коллеги и неизменные ньюсмейкеры и вовсе помалкивают в тряпочку. Где же вы, до мозга костей идейный Борис Вишневский, бескомпромиссная Ольга Курносова, объективный Михаил Амосов, пламенный Максим Резник? Где, в конце концов, руководство московской «Новой газеты»? Ау! Не вы ли вы всегда боролись за «чистоту демократических принципов», ненавидели перебежчиков и предателей? Или это не про вас? Или для вас вчерашний соратник, ныне соратник единороссов - не предатель? Тогда так и скажите.

Впрочем, вы тоже никого не удивили. Защищать и открыто солидаризоваться с автором «Вестника «Единой России» даже для отъявленного либерала всё-таки как-то неприлично. Само собой, не о нравственной составляющей речь (на эту тему смешно даже фантазировать), причина - страх потерять и без того не шибко высокий рейтинг и оставшихся электоральных единомышленников. Публично откреститься - тоже нехорошо. Всё-таки столько лет рука об руку. Сразу припомнят весь бэкграунд…

Вот и молчат столпы либерализма.

Собственно это и есть ответ на вопрос: «почему?». Потому что сами взрастили. Потому что сами такие же. Потому что так будет с каждым, если ты - либерал.

Читайте также:

Владимир Соловейчик: "Единая Россия" подбирает непризнанных гениев

Дмитрий Жвания: Русский либерал всегда готов отдаться авторитарной власти

Журналистика, Свобода слова, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up