Сегодня свободу фотографии в России нам приходится практически завоевывать. Несмотря на то, что закон чаще всего на стороне фотографа, редко какая съемка обходится без запретов со стороны полиции, ЧОПов, сотрудников различных ведомств и организаций.
Некоторое время назад я получил официальный ответ от РДЖ, что любительская съемка не запрещена. Якобы они в очередной раз проинформировали об этом организации, занимающиеся охраной объектов РЖД, чтобы те не нарушали права граждан и не препятствовали фотосъемке.
Распечатав этот ответ, а также полученный ранее от транспортной прокуратуры, подтверждающий, что любые запреты незаконны, мы отправились с Ильей Варламовым
zyalt на столичные вокзалы, проверить, знают ли там законы.
Увы, результат нас не обрадовал.
На руках у нас были два документа, без которых человека с фотоаппаратом, скорее всего, просто выгонят с вокзала:
- от прокуратуры -
http://ternovskiy.livejournal.com/80523.html- от РЖД -
http://ternovskiy.livejournal.com/106945.html Первая остановка - Казанский вокзал.
Несмотря на пищащие рамки на входе, на нас никто не обращает внимания, и мы с Ильей начинаем спокойно фотографировать в зале ожидания.
Через рамки проходят люди с огромными сумками. Минут за 15 пока мы тут стояли, полиция не досмотрела ни одного человека! А между тем, рамки издают громкий сигнал и горят красными огнями.
Пройдя через соседние рамки, мы начинаем фотографировать. Один из милиционеров идет бодрым шагом к нам и просит прекратить съемку.
- У вас есть разрешение на съемку?
- Нет, а оно нам и не надо.
- Вокзал - это стратегический объект! А фотоаппараты у вас - профессиональные!
- А как вы определили это, на глаз? И какая разница, нет никаких запретов на любительскую съемку.
Дальше мы с Ильей рассказываем милиционеру, желающему стать полицейским, что ему надо подучить законы. Объясняем, что и фотографировать его при исполнении, мы имеем полное право. Наш будущий полицейский уже смеется, соглашается, что запрета нет, но, от камеры прячется.
- В общем, вы нам запретить фотографировать не можете. Расскажите лучше, почему столько людей проходит, а никого не досматривают?
- Как это, где? Досматриваем, конечно!
- Да, мы вон у тех рамок стояли 15 минут, там не проверили ни одного человека.
- У вас как-то плохо со зрением, проверяем мы всё!
- А, ну понятно, пойдем ещё посмотрим и спросим.
- Идите, идите.
Милиционер на входе у рамок сказал "мы досматриваем только подозрительных". На наших глазах на Казанском вокзале ни одного подозрительного так и не нашлось и мы пошли фотографировать на платформы.
Успеваем сделать всего несколько кадров.
И к нам подходит новоиспеченный полицейский, прошедший переаттестацию, Дмитрий Карасев. Конечно же, Дмитрий сразу начинает запрещать нам снимать, и требовать разрешение на съемку.
Ещё больше его возмутило то, что мы его тоже фотографируем. Он считает, что мы не имеем права это делать без разрешения. Как он прошел аттестацию с такими знаниями - не понятно. Мы рекомендуем Дмитрию соблюдать закон, и рассказываем нашу версию что можно, а чего нельзя. Увы, полицейский непреклонен и вызывает начальство.
Грозный начальник, лейтенант Москвин с ходу наезжает на нас, а при попытке Ильи сфотографировать его, резко шагает к нему вплотную и орет, чтобы Илья прекратил съемку. Я от неожиданной агрессии милиционера сразу достал все наши распечатки и предложил ему ознакомиться с ними. Тот делает это неохотно, но берет себя в руки и начинает читать лекцию про то, что мы должны получить разрешение на съемки, и то, что кругом террористы, а вокзал - стратегический объект!
Наши доводы и распечатки его не убедили, и он предложил нам пройти в дежурную часть, где он нам всё объяснит. Мы сказали, что никуда не пойдем, потому что не видим оснований. Хотят проверить наши документы - пожалуйста.
На этом Москвин попросил нас не расходиться, а подождать главного начальника, который-то нам объяснит, что снимать тут нельзя. Мы были не против и поснимали в это время немного на платформе. Юные машинисты тоже считают, что фотографировать на объектах РЖД строго запрещено - "это стратегический объект!". Пришлось им рассказать страшную тайну, что такого запрета нет. "Да? А, ну ладно, а вообще нам пофиг!".
Наконец-то пришел самый смелый начальник - полковник милиции, Мастепанов Владимир Николаевич и спросил у нас разрешение на съемку. Мы в очередной раз сказали, что для любительских съемок никаких разрешений не нужно, эта процедура касается только прессы. Владимир Николаевич начал с нами спорить, и я дал ему почитать наши распечатки. Ознакомившись с ними, он заулыбался и сказал, что мы правы и можем спокойно фотографировать. Оттаял и грозный лейтенант Москвин: "да снимайте, пожалуйста!". В конце беседы мы попросили полковника донести полученную информацию до всех милиционеров, работающих на Казанском вокзале. А Владимир Николаевич попросил оставить ему распечатку ответов прокуратуры и РЖД.
Следующая остановка - Ленинградский вокзал.
Здесь уровень досмотра нас приятно удивил. Даже меня попросили три раза пройти через рамки, выкладывая все железные предметы, и досмотрели рюкзак. Майор милиции Понарин запретил нам фотографировать, сославшись всё на то же отсутствие разрешения, режимный объект и т.д.
Спорить мы с ним особо не стали, а просто пошли внутрь вокзала, где тут же попали в руки сотрудника "РЖД-охрана". Он строгим голосом запретил нам проводить фотосъемку и сообщил по рации о двух нарушителях. В ответ ему предложили "выкинуть нас с вокзала". Мы по понятным причинам не согласились выкинуться и предложили позвать героя этих смелых указаний.
Назирматов Эдуард, старший охранник "РЖД-охрана" не заставил себя долго ждать. Всё запретив и выслушав наши доводы он предложил пройти к дежурному по вокзалу.
Дежурная показала нам некое распоряжение от 2004 года, регламентирующее, по её мнению, все съемки на вокзале. А я посмотрел у себя в блоге и увидел, что именно его отменил Якунин ещё в 2008 году! Вот так они работают.
"РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
18 июля 2008 г.
N 1513р
(Д)
В целях упорядочения организации и проведения теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги":
1. Утвердить Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 12 марта 2004 г. N 1693р "О проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента корпоративных коммуникаций Михайлова С.В.
Президент ОАО "РЖД"
В.И.ЯКУНИН
18 июля 2008 г.
N 1513р"
В общем, никто с нами не согласился, и предложили идти к заместителю начальника вокзала - Щукину Михаилу Викторовичу, который сразу нам всё запретил, опять показал утратившее силу и отмененное Якуниным распоряжение от 2004 года и предложил жаловаться на него куда угодно.
Мы сказали, что не собираемся ему подчиняться и нас сдали милиционерам. Подполковник Циганов потребовал наши документы, но отказался показывать свое удостоверение. Пришлось пять минут препираться, пока он сделал то, что обязан. Устав от разговоров, я дал ему почитать наши распечатки.
Пять минут он всё читал и в итоге сказал: спасибо ребята, вы свободны и можете фотографировать. И мы отправились на Ярославский вокзал.
Здесь нас остановили сразу на входе доблестные сотрудники "РЖД-охрана" и опять всё нельзя. Во время наших препираний мимо проходил заместитель начальника Ярославского вокзала. Прочитав наши письма, он попросил подождать его и куда-то ушел. Вернувшись, сказал, что запрещает нам снимать и это указание его непосредственного начальства. Попросил нас уйти, а мы спросили на каком основании.
Основания не нашлось, но нас уже окружили и охранники, и милиция. Мы предложили им действовать в рамках закона, и если мы что-то нарушаем, сказать, что именно. А желательно - в письменном виде. В итоге вмешался очередной милиционер, проверив наши документы и прочитав распечатки, а заместитель начальника вокзала опять куда-то убежал (созванивался всё это время он с начальником Дирекции железнодорожных вокзалов Сергеем Абрамовым).
Вернувшись, он сказал милиционеру: пусть снимают что хотят.
Итог нашей прогулки получился очень неутешительный. РЖД работает по старым, давно отмененным распоряжениям от 2004 года. Милиционеры и полицейские не знают, что их можно фотографировать, часто не предъявляют своё удостоверение. Сотрудники "РЖД-охрана" считают вокзал стратегическим объектом, где строго запрещены фотосъемки, а тем более профессиональным оборудованием! Ну и письма от РЖД, где они уверяют, что донесли эту информацию до охранных организаций - абсолютно не подтверждаются на месте.
На основании всех этих нарушений, в рамках
проекта "Страна без глупостей" мы отправим соответствующие жалобы в прокуратуру и РЖД.
А через некоторое время обязательно вернемся на эти и другие столичные вокзалы, проверить, меняется ли ситуация к лучшему.
P.S: Присылайте свои истории борьбы за свободу фотографии! И не забывайте, закон на нашей стороне! Хоть и приходится пока носить с собой распечатанные подтверждения наших прав.
Диктофонный фрагмент
беседы на Ярославском вокзале.