День без мобильного

Sep 01, 2009 12:24

Современная тусовка. «9 часов без мобильной машины».

«30 августа жителей крупнейших городов страны призывают на 9 часов отключить свои сотовые телефоны. Организаторы акции «День без мобильного» хотят инициировать общественную дискуссию по проблеме зависимости современного человека от технических средств»

« - Негоже отсиживаться дома, когда вся прогрессивная общественность Отчизны будет дискутировать о судьбах и зависимостях мира - подумала я и пошла на Винзавод, где был обещан центр сопротивления «мобило-зависимости».

Винзавод - место модное. Идешь туда с Курского вокзала, по пути дремлют на последнем летнем солнышке на скамейках и прямо на траве бомжи, продают всякую самсу и тандырные лепешки. Впереди две девушки с дредами топают в кедах, на полметра впереди них две классические блондинки стучат каблуками - все на Винзавод. Там за шлагбаумом народ гуляет, как на воскресной ярмарке - компаниями, с детьми, красиво и ярко одетый. Кто на велосипеде, кто на самокате, кто на скейте. Все с фотоаппаратами.

Не знаю, как прошел (и был ли вообще замечен) «День без мобильного» в других городах. То, что представил «Центр современного искусства» столицы - почему-то напоминало просто пиар-акцию фильма «9», где все, так или иначе, работало на его раскрутку.


Свой телефон надо было отдать под расписку девушкам в футболках с девяткой (номер главной куклы-героя) на спине и надписью «Спасу мир». Девушки очень обаятельные, но в том, что они лягут грудью на амбразуру за человечество я не поверила и потому решила телефон не отдавать. Тем более, мне мою «мобильную машину» жаль, как старого друга. За 6 лет его много раз роняли, царапали, сломали джойстик, стерли кнопки и даже один раз потеряли и чудесным образом нашли ( есть еще честные люди). Да и вообще с моей стороны вменять ему в вину разобщение меня с ближними - полное вранье. Наоборот с завидной периодичности он заполняется сообщениями с предложениями встретиться именно вживую и это происходит даже чаще чем хотелось бы.

Телефоны девушки собирали в большие корзины, относили к сцене и там устанавливали рядами на фоне стены с рекламными стикерами. Пока собирался народ, я пошла прогуляться в соседний зал. Попала на лекцию «Дизайн-форума»: «Мы охотимся за трендами или они за нами?». Девушка рассказывала про то, как цвет воздействует на потребителя:

« - Бледно-желтый наивный цвет. У нас бы бренд бледно-желтого цвета не выстрелил - в России быть наивным нельзя. ….Красный цвет - это максимум. Красный всегда был в тренде. Красные губы, красные ногти. Это сила, это значит быть успешным».

Я оглядела себя - из красного на мне был только бумажный браслет-вездеход, который выдали организаторы. Ушла оттуда, чтобы не расстраиваться и не чувствовать своего цветового лузерства. За время отсутствия в «безмобильный» зал набилось порядочное количество людей. Часть засела на диванчиках и с упоением ваяла из скотча, проволоки, мешковины и трубочек разных кукол а-ля персонажи «9». Большинство слонялось и потихоньку поглощало спонсорский «Ред Булл», какое-то печенье и орешки. Между (опять же спонсорскими) «Витель» и «Перье» на барной стойке сиротливо торчала ваза со слегка битым «белым наливом». В ожидании начала действия я не нашла себе более интеллектуального занятия как лопать пузырчатую пленку. Ее кусочки вручались всем на входе - как символ не знаю чего. Видимо у этого была какая-то арт-подоплека, но я не могла придумать пленке умного объяснения и поэтому тупо щелкала пузырьки. В разных углах раздавалось ответное щелканье почтенной публики. Что хочется отметить - тамошняя пленка более звонкая и щелкабельная, чем та, которой мы обматывали бесчисленные коробья, переезжая в новый офис.

Со всех экранов нон-стопом беззвучно крутилась нарезка из мультфильма, так что за несколько часов ролики можно было выучить в деталях. Собственно, что такое «9» ( «Девять» или «Девятый» - кому как больше нравится). В 2005 молодой анимационщик Шейн Эккер снял 11 минутный мультфильм про то, как в пост-аппокалиптическом мире тряпичная кукла борется с жуткими машинами за душу. Короткометражка насобирала кучу наград на разного рода фестивалях и была номинирована на «Оскар». Потом ее заметили 2 человека - продюссеры, которые дали режиссеру возможность 4 года делать на ее основе полнометражное кино. Эти двое тандем довольно неожиданный - Тимур Бекмамбетов и Тим Бертон (на наших афишах пишут именно в такой последовательности). Первый опыт в анимации мастера по «Дозорам» и человека усадившего Анжелину Джоли в «копейку», заодно стал и первым голливудским анимационным фильмом, спродюсированным представителем российского кинематографа.

Сюжет и картинка впитали в себя понемногу от разных фэнтэзи и фантастических саг, но в этом жанре трудно придумать нечто абсолютно оригинальное. В общем, один Профессор создавал умную машину, сверх-разум, благодаря которому жить стало бы на земле проще и веселей. Но доделать ее он не успел - незавершенный аппарат захватывает в свои руки деспотичный Канцлер, который с помощью Машины завоевывает власть над миром. Не задача оказалась в том, что Машина оказалась слишком умной и при этом в качестве топлива потребляла человеческие души. Когда кончились враги - внутри и вне государства, - она стала уничтожать всех подряд. В результате случилась тотальная война человечества и машин, все живое было истреблено и мир прибывает в развалинах под сухим и черным небом. Единственные «живые» в нем - это девять тряпичных кукол. В последний момент Профессор создает их и вкладывает свою душу, которую, что тот тебе Волан-де-Морт, разбивает с помощью древней магии артефакта на 9 частей. У этого «братства кольца» нет имен, есть только номера и обрывки воспоминаний о том, что хотел вложить в них создатель. Миссия по спасению планеты возлагается на кукольное альтер-эго Профессора - «Девятого». Мультфильм, конечно, не совсем детский и правильнее все-таки называть его именно анимационным фильмом. Что в нем немного смущает - некоторый перекос картинки и содержания. Большую часть времени зрителя занимает напряженный экшн, потому как герои бесконечно на волосок от гибели в жутких железных когтях. Вся основная смысловая нагрузка вываливается на последней сцене и очень уж подробно. После нее вопросов практически не остается, идеи ясны и всем-всем-всем понятно, что надежду терять нельзя, доверяться всецело машинам не разумно, надо всех любить, жертвовать собой и исправлять свои ошибки.

Мотивы «9» прослеживались в винзаводовском «Дне без мобильного» во всем. Мобильник был просто взят мультфильмом на флаг как представитель адской Машины, сгубившей мир по сценарию. За это его утопили в аквариуме с рыбками ( только самый ленивый фотограф это не запечатлел) и использовали как материал для поделок. Задача вынесенная в заголовки акции - прожить «9 часов без мобильной машины» - звучала почти как провести двое суток возле доменной печи. Существование меньше чем пол дня с отключенным телефоном практически приравнивалось к подвигу. Никто не спорит - это, конечно, очень тяжело…

Вход на мероприятие был обещан свободный, но как выяснилось, регистрироваться все-таки было надо, поэтому большинство толпы состояло из журналистов, друзей журналистов и каких-то людей, по которым складывается впечатление, что они здесь не первый раз, свои в доску, явно в теме, всех знают и очень в чем-то, видимо крутом, продвинуты. В какой-то на минуту у меня даже закралось подозрение, что все эти люди здесь неслучайно и только слово им дай - закатят «общественную дискуссию», что пар пойдет. Если Винзавод - «центр современного искусства», то соответственно здесь должны быть люди этим искусством занимающиеся. Я долго вглядывалась в лица. Узнала мало, почти никого. Пыталась прислушаться и улавливать революционные откровения - но в основном разговоры вертелись вокруг каких-то знакомых знакомых.

« - Что-то я совсем ничего не понимаю в современном искусстве» - призналась я девушке оператору, сидящей рядом.

«- Не парься. Это не современное искусство, это современная тусовка - последовал ответ».

Наконец на сцене началось какое-то действо. Появилась Тина Канделаки и с виртуозным мастерством пулеметной очередью выдавая вопросы и комментарии собрала со всех присутствующих звездных лиц мобильные телефоны - от Антона Носова до «живущей в мире гламура и дискурса» Ирэны Понарошку. Напоминало «Comedy-club», особенно, когда со сцены и на сцене не давали покою Тимуру Батрутдинову:

- Батруха, у тебя принимает ММS-ки? - Ирэна

- Батруха принимает все! - Канделаки

Народ ржал и аплодировал. Цель была выполнена:

«Я тут зачем? Чтобы хорошее настроение создать. Без хорошего настроения не бывает хороших покупок» - приговаривала Канделаки.

«Покупки» пошли следом - вырученные средства обещали передать в фонд «Подсолнух», помогающий детям с нарушение иммунитета. С аукциона продавали кукол, изготовленных этики детьми. Все та же Тина Канделаки бодро разводила публику на «кто больше» и рекламировала игрушки, как «Андрея Бартенева до кризиса» и «после кризиса». Народ реагировал уже не так охотно и весело и в результате кукол раскупили одни и те же люди, среди которых снова оказался Батрутдинов ( прочие вроде бы не самые бедные герои, как Александр Малис - заведующий «Евросети» - в начале аукциона ушли куда-то в тень. )

После этого с подачи Тимура Бекмамбетова на экранах прокрутили 33 короткометражки на анти-мобильниковую тему. Люди присылали их в блог режиссера специально к акции на протяжении недели. Победил ролик больше похожий на социальную рекламу «позвоните родителям». Мне больше всего запомнился слегка трешовый фильм по мотивам Шекспира: Отелло с замазанным черным лицом, Дездемона в парике из новогоднего дождика - и все в стихах.

За время просмотра количество печенья, Ред Булла, бесплатного вина и зрителей значительно сократилось. Призерам акции «Без мобильного» подарили - угадайте что? - телефон от «Евросети».

Слушать живое чтение Дмитрия Глуховского осталось вдвое а то и втрое меньше людей, чем собралось изначально. Глуховский не только адаптировал сценарий «9» - что сделал по признанию многих очень неплохо - но и написал его предысторию - те самые «Дневники ученого», что он и зачитал. До 9 сентября, когда фильм выйдет в прокат (грех было не использовать такую красивую дату 09.09.09) они будут полностью выложены в его блоге и на официальном сайте картины. Мало того, обещают, что петербуржский театр «Кукольный формат» поставит по сценарию Глуховского спектакль.

Еще были выставка картин Анны Всесвятской и хорошие музыканты, но я их прогуляла. Все-таки без мобильного 9 часов я проживу, а вот 9 часов подряд отсидеть на Винзаводе - сложновато. Особенно, когда толком не с кем поговорить. Или все дело в том, что я не сдала «мобильную машину» и сидела разобщенной?

Флэшмобы, Москва, Социальные инициативы, Современное искусство

Previous post Next post
Up