Под Ельцом появилась первая в Липецкой области колония сельхозрабочих из Китая
То, о чем постоянно говорят, чего постоянно ожидают и чего боятся, произошло и у нас - гости из Поднебесной начали свою экспансию и в нашу Липецкую область. Экспансия эта сугубо трудовая: в селе Лавы Елецкого района, на полях возле реки Сосна, группа китайцев из 132 человек разбила огромное тепличное хозяйство, где начала выращивать огурцы и помидоры.
- Да вон там увидите «китайскую стену», - показывает рукой дорогу к «Чайна-тауну» житель села Лавы, представившийся просто Егорычем.
Следуем совету и двигаем в поля. Еще с дороги видна серая полоска вдоль горизонта - полиэтиленовая пленка парников, построенных китайцами. Наверное, это и есть «китайская стена».
Подъезжаем ближе, размах парникового хозяйства поражает - огромные теплицы из сосновых стволов и бруса стоят рядами, не видно им ни конца ни края. А ведь еще весной, как рассказали местные жители, тут было чистое поле. Непаханое и незасеянное.
Китайская сиеста
Подъехав ближе, удивляемся - хозяйство огромное, но вокруг ни души. Идем по рядам теплиц с забранной по бокам пленкой для проветривания - в них тоже пусто. За рядами парников, почти на берегу Сосны, несколько сараев. Заметно, что их построили совсем недавно. Возле лачуг большой джип с московскими номерами, но в нем никого нет.
Затем наблюдается некое подобие жизни - из прохода одной из хижин торчат чьи-то пятки. В глубине видны спящие люди. Они лежат на кроватях, раздается смачный храп. Вот так сюрприз - представители самой трудолюбивой нации на земле спят белым днем! Но ответы на загадки мы получаем немного позже.
Среди теплиц появляются двое китайцев. Абсолютно не проявляют настороженности, сразу идут на контакт, словно ждали. Потом окажется, что гостям здесь не удивляются потому, что ежедневно здесь проводят различные проверки.
- Фан Лун, - протягивает руку молодой китаец в очках, знакомясь. - Лу Чжен, - делает то же самое второй. Первый начинает говорить по-русски и объясняет, что Лу Чжен, или просто Чен, здешний начальник, русского не знает. А говорить придется с Фан Луном, который будет переводить Чену.
Затем Фан Лун отвечает на первый вопрос, почему солнце высоко, а рабочие дрыхнут. Оказывается, у китайцев сиеста - пообедав, они ложатся отдыхать. Особенно это актуально в жару. Работают же в утренние часы и ближе к вечеру, когда солнце не печет.
И как работают!
Фан Лун и Чен ведут нас на обзорную экскурсию. В большинстве парников нет никого. Поражает чистота и порядок в теплицах - стройными рядками рассада и ни одного сорняка. И огурцы, и помидоры аккуратно подвязаны к шпалерам.
Каждый парник 100 метров в длину и 12 в ширину. И их на 28 гектарах разместилось сто с лишним штук, и строятся еще. Площадь огромная. Чтобы обработать один такой парник, требуется не одна пара рук. Но у китайцев каждую теплицу обслуживает один, максимум два человека.
Наконец, замечаем работающих во время сиесты китайцев. Не все отдыхают, оказывается. Трое плотников орудуют топорами - продолжают строить парники. В нескольких парниках застаем женщин, привязывающих к шпалерам бечевками подросшие плети огурцов.
По словам Чена, здесь у китайцев четкое разделение труда. Есть свои плотники, есть технологи по выращиванию огурцов и помидоров.
Нынешней весной, когда набирали рабочих в Россию, специально обращали внимание на людей из сельской местности, с опытом.
Чен рассказывает через переводчика, что все, кто работает в тепличном хозяйстве, родом из предместий Харбина. Сельскохозяйственный бизнес китайцы ведут в России не первый год. У компании, развернувшей парники в Лавах, есть отделение под Калугой, где работает 600 человек. Китайцы трудятся в Туле и Самаре.
- Только в Лавах мы немного задержались с посевом овощей, - говорит Чен. - Поздно начали строить теплицы. Первые семена и рассаду высадили в середине июня. Планируем в этом сезоне собрать два урожая. Обычно же собираем три - с апреля по октябрь. Но пока все оформляли, время ушло…
Прямо говорю китайцам, что водился за их соотечественниками грех использования в выращивании овощей стимуляторов роста и прочей химии. Приводим пример Южного Урала, в частности Челябинска, откуда подданных Поднебесной выгнали из-за подобных экспериментов. Китайцы отрицательно мотают головой.
- Да какие могут быть эксперименты, если проверяют нас чуть ли не каждый день - уверяет Чен. - Мы и вас, журналистов, приняли за проверяющих. А так тут постоянные гости из Россельхознадзора, Роспотребнадзора, УФНС. Да, нам дают различные предписания, но в основном это относится к обустройству быта рабочих. Конечно, эти сарайчики на десять человек выглядят не очень презентабельно. Но это сезонные работы. Осенью мы все уедем домой до весны. А хозяйство передадим под охрану ЧОПу. Да и хотим мы обустроиться поосновательней. Получим первую прибыль и будем решать вопрос быта. Хотя привезли весной три благоустроенных вагончика для рабочих. Но они сгорели. Мы не хотим думать, что это был поджог…
Местные к китайцам относятся нормально. Вообще-то, они редко пересекаются, китайские рабочие от случая к случаю наведываются в сельский магазин за продуктами. Одно время ходили на ближайшую к парниковому хозяйству улицу за водой. Но сейчас надобность в этом отпала - в хозяйство организован подвоз питьевой воды. Так что китайцы в селе гости нечастые.
Глава местной сельской администрации Вадим Овсянников рассказал, что китайцы взяли в селе в аренду на 5 лет паевую землю. С ними у главы села связаны определенные надежды.
- Крупных хозяйств, кроме «Агроколоса», на территории сельских поселений Казинка и Лавы сейчас нет, - говорит глава. - Доходов от налогов очень мало. Малый бизнес вроде бы существует, на подведомственной мне территории зарегистрировано 40 предпринимателей, но половина из них на нулевом балансе, а те, что есть, приносят доходов 150 тысяч в месяц. Но село должно развиваться, благоустраиваться, а тут одно ЖКХ съедает все доходы. Даже по нулям выходить не получается. Область нас дотирует, но так бесконечно продолжаться не может. По закону местное самоуправление должно жить самостоятельно. Думаю, когда китайцы получат первую прибыль, начнут отчислять налоги, часть из которых будет оставаться в сельском бюджете, вырастут и наши доходы, а это позволить решать многие вопросы.
ЗЫ. Конечно, заверениям китайцев, что не будут использовать химию в выращивании овощей, верилось с трудом. Но главе местной администрации я поверил безоговорочно. Российскому селу потихоньку приходит конец, а реформы сельского хозяйства звучат контрольным выстрелом. Земли стоят опустошенные, никто не пашет ни сеет. Мужское население спивается. Но свято место пусто не бывает. Китайцы это место скорее всего и займут.
Лу Чжен
Быт
Лу Чжен и Фан Лун