На фоне продолжающегося экономического спада российская элита тратит деньги с нарастающей скоростью. В то время, как продавцы бюджетных товаров испытывают серьезные трудности, продажи люксовых автомобилей, яхт, загородных домов и других предметов роскоши только растут.
Фото: Jens Kalaene/DPA/TASS
На днях о существенном изменении структуры спроса на путешествия сообщили российские туроператоры. На фоне общего спада продаж, особенно по сравнению с 2013-м, последним благополучным годом, заметно растет доля дорогих (от 500 тысяч рублей) и сверхдорогих (от 2 млн) заказов. Чаще всего такие туры организуют по престижным европейским направлениям - в Италию или во Францию, а также на "элитные" острова - на Мальдивы, в Доминиканскую Республику, на Сейшелы, Маврикий. Пропасть между бедными и богатыми углубляется, несмотря ни на какие кризисы. Денег в России становится меньше, но почему-то исключительно у тех, кто и раньше был небогат.
Впрочем, сами операторы связывают подобный рост… с общим обеднением наших богачей. Предполагается, что ранее эти люди заказывали индивидуальные туры, в общую статистику не попадающие и куда более дорогие, а теперь вынуждены "снизойти", так сказать, в "масс-лакшери", то есть отдыхать по общей программе рядом с себе подобными нуворишами.
Есть, однако, и другая статистика, позволяющая усомниться в исчерпании ресурсов у граждан, способных заплатить несколько миллионов рублей за пару недель отдыха от плебса. За первые четыре месяца 2016 года в России продано не менее 300 авто класса люкс, что на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года. "Бентли", "Роллс-ройсы" и "Майбахи" раскупаются вполне бодро, как будто и нет в стране 5 млн безработных и 20 млн бедняков. Понятно, что эти 300 покупателей в турфирмы не обращаются (для них существуют так называемые консьерж-службы), но оба указанных среза общества вызывают вполне обоснованное раздражение соотечественников.
Вавилонская стена
Есть в нашем новоязе такой упоительный термин - "потреблядство". Это слово наиболее точно обозначает рост расходов обеспеченных кругов в условиях кризиса. Всплеск покупок дорогих автомобилей чиновниками региональных администраций и силовых структур был замечен еще в 2009 году: в условиях кризиса люди вкладывали деньги в утверждение самих себя как хозяев жизни. Опасность демонстративного потреблядства, однако, заключается как раз в том, что оно, с одной стороны, надстраивает и без того высокую стену между "успешными" и всеми остальными, а с другой - делает эту стену все более хрупкой. Бесконечно высокие постройки неизбежно рушатся, вавилонские девелоперы убедились в этом уже четыре тысячелетия назад.
Безудержные траты элиты не остаются незамеченными в эпоху всеобщей прозрачности и, мягко говоря, не приводят к поддержанию стабильности и взаимопонимания в обществе. Нет, мы не призываем элиту немедленно раздать все деньги бедным, обрядиться в рубища и пойти проповедовать слово Христово (хотя идея заслуживает рассмотрения), но соблюдать определенные приличия все же необходимо. Нельзя запретить человеку покупать "Майбах", но нужно понимать, как выглядит постоянная смена роскошных авто на фоне нарастающей бедности.
С одной стороны, поздновато воспитывать взрослых уже людей. С другой - у государства есть целый комплект способов решения сей педагогической задачи. Для этого необходимо в первую очередь признать сам факт глубокого социального кризиса в стране, после чего сформировать пакет мер, направленных на принудительную помощь богатых бедным в фирменном стиле "мягкой силы". Этот пакет можно даже сделать временным, действующим до достижения российской экономикой определенных показателей, однозначно свидетельствующих о стабильном росте. Его можно назвать "пакетом национального согласия".
НДФЛ, роскошь, расходы
Среди возможных способов обратить богатство отдельных лиц на пользу всему народу есть три основных, без которых данный пакет неизбежно будет производить впечатление пустого.
1. Введение прогрессивного налога на доходы физических лиц. Мы не в 1990-х с их тоннами нала. Сейчас подавляющее большинство операций легко отслеживается через банки, и никакого массового ухода в тень не будет, если мы, скажем, обнулим НДФЛ для зарплат ниже 20 тысяч рублей и доведем его до 25-30% для зарплат выше 1 млн рублей в месяц. НДФЛ платится из средств работника, так что у работодателя не может прибавиться заинтересованности в том, чтобы уводить выплаты в тень. Более того, часть взносов, которые сейчас платит работодатель (в социальные фонды), также можно взимать с зарплат (пропорционально их повысив). После этого бизнесу в принципе станет неинтересно прятать реальные зарплаты от налоговиков.
2. Введение налога на роскошь. Дорогие покупки должны облагаться отдельными сборами, причем их следует исчислять не с суммы в договоре, которую легко занизить, а с государственной оценки приобретаемого имущества. Покупаешь "Майбах" - дополнительные 30% от его цены, будь добр, отдай в бюджет. Летишь на Мальдивы - дополнительные 30% от стоимости тура изволь перечислить в налоговую. Ничего личного, просто не надо выпендриваться во время кризиса. Не может быть никакой единой России без осознанной и ответственной взаимопомощи в тяжелые моменты.
3. Применение пресловутой 20-й статьи Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, то есть отслеживание расходов чиновников и менеджеров госкорпораций. Когда гражданин с зарплатой 80 тысяч рублей приобретает трехэтажную виллу, к нему должны возникать вопросы.
Комплекс из этих трех мер, с одной стороны, не разорит элиту (жаль денег на налог - откажись от сверхдорогого приобретения, никто не заставляет), с другой - ограничит ее траты и сделает их выгодными для всего общества.
И мы сможем искренне пожелать успешным гражданам хорошего отдыха в пятизвездочных доминиканских отелях.
© Русская Планета. 2016.