С 1960 года в Турции произошло четыре военных переворота и, похоже, пятый не за горами. Введенные президентом Эрдоганом исламские порядки в республике и необдуманная внешняя политика турецкого лидера все больше вызывают раздражение у армейцев. Для России возвращение генералов во власть может стать возможностью наладить отношения с черноморским соседом и подвести итог под исламским экспериментом Реджепа Эрдогана.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с начальниками генштабов ВС в Стамбуле. Фото: Lefteris Pitarakis/AP/TASS
Влиятельная американская газета The Wall Street Journal опубликовала аналитическую статью, в которой убедительно доказала: сегодня армия Турции превращается в центральную силу на политическом поле. «Именно турецкие военные являются единственной силой, которая способна и, самое главное, хочет "поставить на тормоза" Эрдогана и создать систему сдержек и противовесов против него», - заявил изданию бывший офицер турецкой армии военный аналитик Метин Гурчан.
Как отмечает Гурчан, именно сирийская военная кампания усилила старый конфликт исламистов Эрдогана и турецких генералов. Военное руководство Турции негативно отнеслось к идее участия армии в сирийском конфликте, не говоря уже о планах Эрдогана по созданию буферной зоны и переброски спецназа в иракский Курдистан и Сирию. Позиция военных по этому вопросу и стала причиной отмены большой войны с режимом Башара Асада. Не удовлетворив свои неоосманские амбиции, Эрдоган теперь вынужден играть в поддавки - не исключено, что турецкого вождя в ближайшее время ждет госпереворот.
Бывший сотрудник Пентагона Майкл Рубин прямо говорит о том, что ни в ЕС, ни в США не будут помогать режиму Эрдогана, но готовы работать с военным режимом, который придет на смену исламистам. По его словам, Турция прекрасно понимает, что Эрдоган ведет страну к пропасти, и турецкие военные вряд ли останутся в стороне.
«Если турецкие военные задумают свергнуть Эрдогана и упрятать его внутренний круг за решетку, смогут ли они выйти сухими из воды? Да, с точки зрения аналитики, а не с точки зрения одобрения действий такого рода», - убежден Майкл Рубин.
Что-то давно в Турции не было переворотов…
В 2007 году Реджеп Эрдоган, чтобы переформатировать светскую Турцию в филиал халифата с отсылкой на Османскую империю, начал игру на опережение, обезглавив вооруженные силы, службу безопасности и политические партии из числа кемалистов. По сути, Эрдоган получил отсрочку государственного переворота, которую, тем не менее, будет нужно оплатить в случае запроса. И запрос поступил. Им стал сирийский конфликт, в который Эрдоган втянул Турцию, вызвав не просто раздражение, но и абсолютную ненависть среди военных.
«Действительно, военные очень недовольны Эрдоганом. События в Сирии и Ираке лишь усилили конфликт между ними. Исторически военные всегда имели огромную власть и почет в Турции. Более того, это было узаконено при Ататюрке. Потом военные трижды совершали перевороты и еще один почти совершили в 1997 году. С приходом Эрдогана роль армии изменилась. Дело в том, что главной особенностью турецких военных является их приверженность охране светских традиций Мустафы Кемаля Ататюрка. Сложившиеся традиции ломает Эрдоган, насаждая исламские принципы. В результате конфликт между ними усиливается и приобретает идеологический характер. Что бы ни говорил Эрдоган, он целенаправленно и осознанно ведет Турцию к исламской форме правления. Военные против этого», - отмечает политолог Аждар Куртов.
Падение режима Эрдогана и его клики исламистов под нажимом военных безусловно положит конец неоосманскому проекту вместе с сирийской кампанией, кооперацией с ДАИШ и «Ан-Нусрой». Но, по всей видимости, нынешний глава Генштаба Турции Хулуси Акар не собирается отказываться от экспансивной политики расширения зоны влияния, что опасно для России, учитывая частоту визитов военачальника на Украину и в Закавказье.
Тем более это опасно в свете подписания 16 мая 2016 года украино-турецкого соглашения о сотрудничестве между вооруженными силами двух стран, что фактически открывает Турции мост на материковую Россию через Черное море.
Остается полагаться на то, что старые турецкие традиции Ататюрка, как и здравый смысл, все-таки возобладают и удержат турецких политиков от соблазна начать очередную русско-турецкую войну. Смену политического режима сегодня следует рассматривать как возможность освежить и пересмотреть отношения с черноморским соседом. Несмотря на то, что Россия и Турция воевали уже 12 (!) раз, договориться с военными будет легче, чем с изворотливым религиозным фанатиком. В Турции еще остались те, кто помнит, что такое честь.
© Русская Планета. 2016.