Кара-ба-бах

Apr 04, 2016 12:29

Новые жертвы в Нагорном Карабахе: обострению ситуации способствовала поддержка со стороны США и Турции.
Начало военных действий между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) стало ожидаемым сюрпризом. В последние месяцы количество взаимных обстрелов постоянно росло и боевые столкновения в ночь на 2 апреля стали логическим завершением нагнетания обстановки.



Поврежденный дом азербайджанского региона Нагорного Карабаха, после столкновений между армянскими и азербайджанскими силами. Фото: Министерство обороны Нагорно-Карабахской Республики/ AFP

Сейчас невозможно точно назвать «зачинщика» новой фазы конфликта. Обе стороны свои действия называют ответными, а объективных данных с места событий нет. «Причесанные» сообщения азербайджанской стороны говорят о прорыве ее военными передней линии обороны защитников Карабаха, захвате нескольких высот и населенных пунктов, уничтожении около 200 армянских военнослужащих, шести танков, 15 артустановок.
Армянские СМИ дают более подробную информацию, что вызывает и больше доверия к их заявлениям. Боевые действия начались одновременно на юге, северо-востоке и юго-востоке Карабаха. Азербайджанские военные потеряли по три танка и бронетранспортера, по два вертолета и беспилотника, есть значительное число погибших с обеих сторон.

Предыстория конфликта
Карабахский конфликт ― это давние этнополитические межобщинные противоречия между азербайджанцами и армянами. Примечательно, что по своей сути конфликт является не межгосударственным, а внутриазербайджанским. При этом это единственный конфликт на Кавказе, в который вовлечены два независимых государства.
В 1991-1994 годах развернулись масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями, которые составляли до 20% территории Азербайджана. Прекращение огня между Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой было достигнуто в 1994 году и зафиксировано соглашениями в Бишкеке 5 мая.



Армяно-Азербайджанский конфликт, 1992 год. Бойцы армянских вооруженных формирований перед рейдом. Фото: Андрея Соловьева /ТАСС

Кому выгодно обострение конфликта?
Примечательно: боевые действия в Нагорном Карабахе начались сразу после встречи Ильхама Алиева с Джо Байденом и Джоном Керри 31 марта в Вашингтоне. Впрочем, в публичной сфере США говорят исключительно о «мирном решении конфликта».
А вот Турция не маскирует своих намерений. В последние месяцы Анкара недвусмысленно намекала о готовности содействовать горячей фазе карабахского конфликта в ущерб Армении, союзнику России. При этом известно о достаточно сильном турецком влиянии на азербайджанскую военную элиту. Возможный «турецкий след» в нынешних событиях усматривает известный эксперт по странам Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. По его словам, за последние месяцы Баку посетило «почти все руководство Турции».
Не исключает причастности Турции к началу боевых действий и пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. «Заявления турецкой стороны во время визита Алиева в Турцию, которые носили пантюркистский характер, заявления об освобождении Карабаха, о братстве, и вот нынешние действия ― все это свидетельствует, что Турция является заинтересованной стороной», ― отметил Бабаян.

Позицию России озвучили президент, министр обороны и глава российского МИДа. Они предложили остановить боевые действия и решать спорные вопросы мирным путем.
Вероятность того, что президент Алиев знал о предстоящем наступлении азербайджанской армии, можно оценить как 50 на 50. Но в обоих случаях основными причинами начала военных действий, вероятнее всего, могут быть следующие.
Азербайджан за счет притока нефтедолларов увеличил военный бюджет и довел его до уровня госбюджета Армении. На фоне непродуктивных 20-летних дипломатических дискуссий по карабахской проблеме Баку испытывал «комплекс неполноценности» в политико-территориальной сфере. И зачастую первые лица страны говорили о возможности решения этого вопроса силовым путем.

Но экономический кризис привел к резкому ухудшению социальной ситуации внутри страны. Позиции Алиева слабели с каждым днем, и в условиях конфронтации между Россией и Турцией он решил найти поддержку на Западе. С учетом этого видятся два варианта: или он пошел на соглашение с военными, или они начали войну без его одобрения. В обоих случаях это свидетельство его слабости, чем и воспользовался Эрдоган. Проигрывая в прямом противостоянии с Россией, он решил осложнить ей жизнь другим путем, «подставив» своего азербайджанского коллегу.

Обострение карабахского конфликта явно не в интересах России. Ситуация вокруг Украины и операция в Сирии не способствуют эффективности экономики страны, а еще один конфликт у границ нашего союзника и члена ОДКБ Армении лишь усиливает эту напряженность.

Напрашивается следующее резюме. Успехи на фоне Крыма и Сирии резко обострили негативное отношение к России со стороны США и ее ближайшего союзника в этом регионе Турции. Расчет на то, что Россия увязнет в Сирии, не оправдался. Поэтому для усиления напряженности у российских границ были приняты меры для активизации карабахского конфликта. Кроме того, растет вероятность того, что похожая неблагоприятная ситуация с подачи наших «партнеров» может быть создана у российских границ в Средней Азии.
В любом случае нагнетание общей международной напряженности у рубежей России происходит с целью отвлечения ее внимания и сил от других «проблемных мест». Все это делается для повышения напряженности в стране и осложнения внутриэкономической ситуации перед приближающимися парламентскими и президентскими выборами

© Русская Планета. 2016.

национализм, Россия, война, Азербайджан, США, Нагорный Карабах, Турция, Армения

Previous post Next post
Up
[]