Похоже, мы приближаемся к серьезной войне

Feb 24, 2016 11:03

Как 40-миллионный курдский народ пытается выжить в ближневосточной мясорубке и отстоять своё право на самоопределение, что общего у русских и курдов и не начнется ли Третья мировая война - об этом и многом другом "Русской планете" рассказал иракско-курдский политический деятель, дипломат и представитель Демократической партии Курдистана в РФ Хошави Бабакр.

- Судя по всему, в Сирии дело идет к большой войне. Вы считаете, это действительно так?
- Похоже на то, что мы приближаемся к серьезной войне. С каждым годом заинтересованных сил в Сирии становится все больше, при этом и у региональных держав, и у сверхдержав разнонаправленные интересы. С одной стороны - шиитский Иран, Башар Асад и Россия, с другой - Турция, считающая зоной своих интересов север Сирии и территорию близ границы, Саудовская Аравия, которая боится усиления шиитского мира в Ираке, в Сирии и, может быть, в Ливане. В Ливане шиитская организация «Хезболла», воюющая и в Сирии, - одна из главных сил. Де-факто она управляет Ливаном. Видите, какой в регионе сложился баланс сил. Историческое противоречие между шиитами и суннитами снова нарастает и дополняется новыми геоэкономическими и геополитическими факторами. Каждая сторона стремится стать ведущей. Сирия занимает стратегическое место - это побережье Средиземного моря. И у России там свои интересы, с Сирией у нее исторически сложились хорошие отношения.



Хошави Бабакр. Фото: Игорь Старков

- Как можно разрешить противоречия между суннитами и шиитами?
- Шииты и сунниты имеют свои зоны влияния и могут договориться, разделив их. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что сунниты живут в Ираке и в Сирии, шииты - на юге Ирака, курды - на севере Ирака и севере Сирии. На мой взгляд, ситуация может быть разрешена, если будут соблюдены права каждой части и учтена ее специфика в рамках федеративного, конфедеративного или независимого государства. Но если каждая из стран станет претендовать на захват другой территории, на всю Сирию, понимая под единством свою сверхвласть над другими, будет вечная война. Некоторые говорят о начале третьей мировой войны. Это не исключено. Но помните: на Балканах был подобный кризис, и он разрешился.

- Что касается участия России, как вы и иракские курды оцениваете роль РФ в сирийском конфликте?
- Оцениваю позитивно. Решение было принято на фоне усиления террористов, и сейчас Россия выглядит более серьезным игроком, чем другие страны. Но я думаю, РФ нужно сотрудничать не только с шиитами, но и с суннитским лагерем. Если Россия станет учитывать его мнение и интересы, то будет выглядеть как победившая сторона.

- Едины ли иракские, турецкие, сирийские курды в своих взглядах? Каковы перспективы создания единого Курдистана?
- Я думаю, идея единого Курдистана сейчас не может реализоваться. Турция, Ирак и Сирия - признанные международным сообществом государства, они являются членами ООН, поэтому эти территории невозможно разделить. Но сейчас Сирия и Ирак стали непрочными, Башар Асад контролирует лишь около 30% территории страны. Когда снова пойдет речь о политической трансформации страны, тогда у курдов появится право претендовать на автономию в рамках федерации или конфедерации. В Иракском Курдистане дело уже идет к независимости, есть планы провести референдум. Но объявить сразу независимость не так просто, для этого нужно признание международного сообщества. В Турции совсем другая ситуация. Там есть ведущая курдская политическая сила - Рабочая партия Курдистана, но подавляющее большинство иракских курдов - более 90% - не поддерживают ее взгляды. Но всех нас объединяет общий курдский вопрос. Но методы борьбы разные, и союзники у нас могут быть тоже разные.

- Связывают ли курды в Ираке, Сирии, Турции свои надежды с РФ на то, чтобы выстроить с ней партнерские отношения, на помощь России в строительстве своего государства?
- Сейчас Россия вступила в войну в Сирии, и это уже непосредственно касается судьбы сирийских курдов. В Ираке РФ сотрудничает с центральными властями и с Иракским Курдистаном. Интересы России в Ираке, в Сирии, в Турции, в Средиземном море, особенно в Персидском заливе, все равно проходят через Курдистан. Курдистан играет большую роль в транзите энергоресурсов. Курды как поставщики могут сотрудничать с РФ в области нефти и газа. Общих интересов - масса. Я уже не говорю о Турецком Курдистане.
Кроме того, Россия - постоянный член Совета Безопасности. Если Курдистан объявит независимость, то потребуется признание, в первую очередь России. Я думаю, что в этом есть общий интерес. Поэтому ответ - да, конечно.

Полный текст интервью - по ссылке:

© Русская планета. 2016.

Сирия, Курдистан, Турция, Ирак

Previous post Next post
Up