Концлагерь или эвтаназия художнику за «искаженное восприятие реальности»

Apr 01, 2014 12:36



75 лет назад в Германии началась «чистка» художественной среды

75 лет назад около пяти тысяч художественных произведений, созданных немецкими авангардистами, по распоряжению Комиссии по дегенеративному искусству были сожжены во внутреннем дворе берлинской пожарной части. В борьбе нацистов с «искаженным восприятием мира» пострадало множество полотен всемирно признанных художников.



Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс на выставке дегенеративного искусства. Фото: Национальный архив США
«Так больной разум видит природу»

Еще в программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии «25 пунктов» одним из требований было введение «законодательной борьбы против литературных и культурных течений, оказывающих разлагающее влияние на наш народ». На партийном съезде НСДАП в 1935 году Гитлер выступил с программой оздоровления национальной культуры, объявив кубизм, дадаизм и футуризм причиной политического и экономического разложения Германии. Третий рейх, по словам фюрера, принципиально отторгал дух авангарда. В 1936 году нацисты начали конфисковывать из выставочных залов и запасников музеев картины, рисунки, литографии и скульптуры модернистов.



В число вредных художников попали Эрнст Барлах, Георг Гросс, Отто Дикс, Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Эмиль Нольде, Алексей Явленский и еще около сотни представителей авангарда. В список включили не только классиков модернизма, но и авторов еврейского происхождения или коммунистических взглядов. Остракизму также подверглись полотна Винсента ван Гога, Поля Гогена, Марка Шагала, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Дегенеративной признавалась деятельность архитекторов и художников Баухауса - Высшей школы строительства и художественного конструирования, закрытой в 1933 году.

30 июня 1937 года рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс назначил президента Имперской палаты изобразительных искусств профессора Адольфа Циглера главой комиссии, в обязанности которой входило изъятие «образцов вырождающегося искусства» по всему рейху. Комиссия состояла из шести человек.



Экспозиция выставки дегенеративного искусства. Фото: Национальный архив США

18 июля 1937 года неподалеку от места, где на следующий день должна была открыться выставка дегенеративного искусства, почтенная публика получила возможность ознакомиться с одобренными властью художественными произведениями. Гитлер, открывая «Большую германскую художественную выставку», огласил культурную программу НСДАП: «Произведения искусства, которые невозможно понять и которые требуют целого ряда пояснений, чтобы доказать свое право на существование и найти свой путь к неврастеникам, воспринимающим такую глупую и наглую чушь, отныне не будут находиться в открытом доступе. И пусть ни у кого не остается иллюзий на этот счет! Национал-социализм преисполнен решимости очистить германский рейх и наш народ от всех этих влияний, угрожающих его существованию и духу... С открытием этой выставки безумию в искусстве положен конец, а вместе с ним и развращению таким искусством нашего народа...».

Местом проведения порученного ему мероприятия Циглер выбрал душное, плохо освещенное помещение Археологического института Мюнхенского университета. Задача экспозиции состояла в том, чтобы максимально подчеркнуть «дегенеративность» выставленных произведений. На входе висел предупреждающий плакат «Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен». Посетители попадали в выставочный зал по узкой лестнице, и первое, что они видели, была огромная скульптура Иисуса Христа, выглядящая чересчур театрально. Картины в зале были подвешены на шнурках и в основном не имели рам.

В первом зале были собраны работы на религиозную тему, во втором - преимущественно произведения еврейских художников, картины в третьем зале, по задумке организаторов, оскорбляли немецких женщин, солдат и крестьян. Экспозиция в остальных залах не имела тематической направленности. Всего на выставке было представлено 650 картин, а также скульптуры, графические работы и книги, изъятые из 32 музеев. Из 112 художников только шесть были евреями, однако нацисты упорно пропагандировали идею о том, что авангард объединяет ненавидящих Германию еврейско-большевистских художников. Картины перемежались рисунками душевнобольных и фотографиями уродов. Для усиления впечатления стены были расписаны оскорбительными лозунгами, а картины сопровождались пояснительными надписями вроде «Так больной разум видит природу», «Идеал - кретин и шлюха» или «Немецкие крестьяне в еврейском стиле». Рядом с ними была указана сумма, которую музей потратил на приобретение данной картины. Купленные во время гиперинфляции начала 1920-х годов полотна казались сверхдорогими.

При отборе произведений для выставки нацисты руководствовались определенными критериями. Так, картины Эмиля Нольде и Пауля Клее попали в экспозицию за «издевательское отношение к религии». Георгу Гроссу вменялось «наличие большевистского и анархического подтекста», представителям художественной экспрессионистской группы «Мост» - «утрата национального сознания и увлечение экзотикой примитивных народов» и «утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков», Людвигу Майднеру и Отто Фрейндлиху - «стремление изображать только иудейскую натуру», а Отто Диксу и Эрнсту Людвигу Кирхнеру - «моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики». Самым простым и не связанным с идеологией поводом для попадания в дегенеративные художники было «нарочитое искажение натуры», поскольку Гитлер считал неприемлемым изображение синей травы и зеленого неба, видя в этом расстройство зрения, риск наследственной болезни и нездоровое восприятие реальности.

Выставка вызвала небывалый ажиотаж: с 19 июля по 30 ноября 1937 года в Мюнхене ее посетило больше двух миллионов человек, после чего экспозицию отправили на гастроли по 12 городам Германии и Австрии, в том числе в Берлин, Лейпциг, Дюссельдорф, Гамбург, Франкфурт на Майне, Зальцбург и Вену, где «культурное разложение» дегенеративного искусства» смогли засвидетельствовать еще около миллиона зрителей.



Очередь на выстовку дегенеративного искусства. Фото: rupo.ru

Через несколько недель после выставки Геббельс распорядился о продолжении конфискации произведений подрывного искусства. В результате их было изъято больше 16,5 тысячи картин.

Полный текст статьи на сайте "Русской планеты"

история, Германия, искусство, фашизм

Previous post Next post
Up