Маковое поле. Фото: Scott Barbour / Getty Images / Fotobank.ru
Перед этим советское правительство пыталось легализовать выращивание опиума, но неудачно
Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР в 1920-е годы уничтожило на Дальнем Востоке один из мировых центров производства опиумного мака. Эта культура начала выращиваться здесь под влиянием китайцев, и накануне Революции 1917 года под ее посевы отдавались огромные территории, на которых работали тысячи человек. Придя к власти, большевики озаботились укреплением границ молодой советской республики, поэтому начали активную борьбу с межграничной опиумной торговлей, что привело к почти полному ее свертыванию.
Опиумный мак был занесен на российский Дальний Восток китайцами в XVII веке. Долгое время его выращивание ничем не ограничивалось. После установления российско-китайских границ в середине XIX века имперское правительство начало прилагать усилия к ликвидации незаконного оборота опиумного сырца, но не преуспело в этом. К началу XX века в особо благоприятном для выращивания мака Приморье сельскохозяйственные угодья под него располагались вдоль российско-китайской границы. Сев и дальнейшая контрабанда находились под контролем китайских бандитов - хунхузов, которые облагали российских производителей «налогом».
Накануне Первой мировой войны под мак в Приморье отводилось 60 тысяч десятин (65,5 тысячи гектаров). Это составляло почти третью часть от современных опиумных посадок в Афганистане (209 тысяч гектаров).
Во время Гражданской войны в рамках белой Дальневосточной республики возникло полунезависимое Приморское государственное образование, во главе которого стали братья Спиридон и Николай Меркуловы. Остро нуждаясь в средствах, они легализовали производство опиумного мака, введя налог в 50 рублей с десятины. Разрешалось также открытие опиекурилен. Но у дальневосточных белых уже не было ни сил, ни возможностей для борьбы с хунхузами, которые только в 1921 году в качестве перекупщиков обогатили в среднем каждую русскую семью, выращивающую мак, на 250 золотых рублей.
После разгрома Дальневосточной республики в 1922 году большевики задумались над тем, что делать с опиумным производством. Основной вред от него видели прежде всего в том, что советская граница в период созревания опиума оказывалась буквально атакованной контрабандистами и хунхузами. Последние справедливо рассматривали укрепляющуюся советскую власть как угрозу своему отлаженному криминальному бизнесу, который на тот момент приносил им доход в 5,5 млн рублей.
Советская власть в начале 1920-х годов, так же как и ее предшественники, не справлялась с охраной границы в Приморье, поэтому в июле 1922 года было принято решение уничтожать любые опиумные посевы в регионе. Тех, кто обвинялся в незаконном макосеянии, облагали штрафами, тогда как за донос о подобной деятельности полагалось вознаграждение в 5% от суммы штрафа. Вознаграждение достигало 30 рублей.
Такие действия советских властей привели к сокращению, но не ликвидации нелегального опиумного производства на Дальнем Востоке. В 1925 году в Приморье маком засеивалось 15 тысяч десятин (16,3 тысячи гектаров). Приморское губернское земельное управление ходатайствовало о разрешении легального выращивания опиумного мака. Советское правительство пошло навстречу дальневосточной администрации.
В дополнение к этому решению в 1926 году была установлена государственная монополия на покупку, переработку и сбыт опиума. Для выполнения этих задач создавалось Акционерное общество по сбору, обработке, покупке и продаже опиума (АКОСПО). Мак было разрешено выращивать повсеместно в СССР.
Но принятые меры оказались недейственными. Государство установило закупочную цену сырца в 13,5 рубля за килограмм, тогда как китайские перекупщики давали 125 рублей за тот же объем. После легализации опиумного производства контрабандисты многократно усилили свои действия на советской территории.
В 1927 году ОГПУ на Дальнем Востоке стало обращать внимание советского руководства на то, что решение о легализации опиумного производства привело к небывалому росту преступности. В результате ВЦИК и СНК РСФСР разрешили дальневосточной администрации самостоятельно запрещать макосеяние в 1927 и 1928 годах. Но постановление было выпущено уже после сбора урожая мака, поэтому впервые оно стало применяться в 1928 году.
Полный текст статьи на сайте "Русской планеты"