Объект настоящего исследования - Слесарев Александр Валерьевич - уроженец Белоруссии, города Гомель, намеревавшейся посвятить свою жизнь машиностроению, соответствующий данной профессии техникум он и окончил в 1999 году. Но сразу по окончании ПТУ что-то сподвигло будущего обновленца поступить в Минскую Духовную Академию и Семинарию, пройдя полный курс обучения в которой всего за 7 лет он уже стал «кандидатом богословия». Столь быстрая и впечатляющая карьера выпускника ПТУ не могла не вызвать вопросов у многих студентов и преподавателей Семинарии и Академии, но им было не суждено получить ответ.
С 2007 года Слесарев А. В. разворачивает полномасштабную личную деятельность: создает портал «Анти-раскол», где публикует материалы о, на его взгляд, раскольнических движениях и личностях, издает книгу о старостильном расколе в православной церкви, пытается «возродить» научную дисциплину расколоведение.
Для начала следует обратить внимание на сайт Слесарева «Анти-раскол», который по сути представляет собой собрание статей из его блога в «Живом Журнале», подписанных разными именами. Характерными чертами творений Слеварева являются поиск плагиата в работах известных богословов (хотя совершенно непонятно, как поиск плагиата относиться к исследованиям церковных расколов) и изображение монаха-францисканца, которое он использует в подписях к своим заметкам, что как минимум странно для расколоведа.
В Русской Православной Церкви священнослужители, в случае отступления их от основных вероучительных истин православия и других антицерковных поступках, подлежат церковному суду епископов. Но порталу «Анти-раскол» нет никакого дела до правил и норм Русской Православной Церкви. Мирянин Слесарев А. В. не чурается подвергать своему собственному суду и монахов, и священников, и епископов. В течение последних двух лет Слесарев А. В. активно унижает схиархимандрита Херувима (Дегтяря), обвиняя его в раскольнической деятельности, что он якобы "тайный архиерей", "катакомбник". При этом никаких официальных документов, подтверждавших бы запрещение в служении архимандрита Херувима нет, несмотря на заявления Слесарева об их существовании. Более того, недавно опубликованные на сайте Киево-Печерской Лавры фотографии сослужащего митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу не остановили Слесарева в его лжи.
Как же Слесарев может причислять себя к Русской Православной Церкви, если он открыто выступает против ее представителей? При этом очень часто к своим разоблачительным статьям Александр Валерьевич прикладывает документы РПЦЗ, которой он явно симпатизирует. Возможно, он планирует переход в юрисдикцию зарубежной церкви, где до сих пор достаточно сильно движение против сближения с РПЦ? В таком случае, явная обновленческая деятельность Слесарева вполне объяснима - это гипертрофированная гордыня. Кратко охарактеризовать ее можно словами из предисловия к его же книге, «Старостильный раскол в истории Православной церкви (1924 - 2008)»:
В современном мире есть реальные силы, которые поощряют раскол в мировом Православии. Часть этих сил отождествляет себя с Православной Церковью. Иногда при помощи псевдобогословских рассуждений происходит настраивание простодушных людей против священноначалия Церкви, которое без всяких канонических оснований обвиняют в отступлении от истины. Важно помнить, что враги Церкви - раскольники проповедуют аскетизм без любви, который не только не вырабатывает в человеке духовной зрячести, но способен иссушить и ожесточить сердце.
В своей книге Слесарев не видит ничего плохого во введении Григорианского календаря и призывает православных в России перейти на одинаковый для мирской и церковной жизни календарь, т.е. на Григорианский, хотя доподлинно известно, что например благодатный огонь нисходит только на Пасху по Юлианскому календарю. Впрочем, для отрицающего сам факт схождения благодатного огня сверхъестественным образом Слесарева А. В. нет никакой разницы, в какой день праздновать Пасху.
Христа Спасителя Александр Валерьевич не чурается называть «Машиахом», несмотря на твердую ассоциацию в православной традиции слова «Машиах» с антихристом. И такому воззрению есть реальное основание. В своём труде раввин Мишне Тора Маймонид, который считал Иисуса «преступником и самозванцем», (составлен в 1170-1180 в Египте) пишет:
И о Йешуа ha-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль… Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.
Как видим, еврейские раввины совершенно четко соотносят имя «Машиах» с все еще ожидаемым ими спасителем, которым, как мы знаем из святоотеческого предания, как раз будет антихрист. Соответственно, следует поставить знак равенства между терминами «машиах» и «антихрист», на что и указал в одной из своих статей писатель Юрий Юрьевич Рассулин, глубоко православный и уважаемый человек. В ответ на попытки указать Слесареву на его ошибки все научные труды Ю. Ю. Рассулина были подвергнуты жесткой необоснованной критике со стороны Слесарева, а сам Рассулин был объявлен «православным внутрицерковным сектантом». «Кандидат богословия» Слесарев явно не причисляет себя к православной вере, поскольку выдуманный им антинаучный термин «православный сектант» можно расшифровать только одним способом: представитель православия, которое является сектанством. Вот так, ничтоже сумняшеся, Александр Валерьевич обозначил свою религиозную позицию: православие - секта, ее представители - сектанты, а иситиной владеет только он один - явные признаки обновленческого раскола.
Кроме писателя Рассулина и архимандрита Херувима преследованию со стороны Слесарева подвергся протоиерей Геннадий Беловолов за открытое почитание иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Слесарев пытается опорочить все, что связано с ненавистным ему именем архимандрита Херувима (Дегтяря), последнего хранителя иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы». На своем сайте «Анти-раскол» Слесарев обвиняет архимандрита Херувима и поддерживающего его протоиерея Геннадия в мифотворчестве о принадлежности иконы преподобному Серафиму Вырицкому, приводя письмо родственников старца. Это противоречит данным сайта «Православная Энциклопедия», осуществляющим свою публицистическую деятельность под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где сказано, что иконой Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» отец Ионанн Кронштадтский благословил будущего отца Серафима Вырицкого, у которого она и пребывала во время его молитвенных подвигов. Противореча сайту «Православная Энциклопедия» Слесарев А. В. ставит под сомнение не только группу ученых богословов, занимающихся деятельностью сайта, но и компетенцию Святейшего Патриарха Кирилла, благословившего работу энциклопедии.
Свое самое пристальное внимание Слесарев А. В. устремил также на почитателей царя Иоанна Грозного и Григория Распутина. Личное негативное отношение к этим личностям Слесарев тиражирует в своих статьях, где обвиняет как Распутина, так и Иоанна Грозного во множественных грехах и утверждает их негативную роль для России и окружавшего их народа. Нельзя отрицать, что вопрос канонизации государя и Распутина уже обсуждался и был отклонен, на личное мнение многих православных христиан о них достаточно благоприятное. Например, вот что говорит протоиерей Всеволод Чаплин о царе Иоанне Грозном:
Все прекрасно знают, что Иван Грозный не канонизирован Православной Церковью. Причем вопрос о его канонизации специально рассматривался, и было сочтено, что она невозможна. И на то были свои веские причины, так что решение принято, и оно не является случайным, а продуманным. Можно спорить с недостатками этого правителя. Лично я считаю, что он сделал очень многое для исторического утверждения России, для расширения ее пределов, для обуздания еретических и разбойнических сил в обществе.
Но этого Слесареву оказалось мало, он умаляет достоинство Царской Семьи. Об этом уже давно говорит историк Ю. Ю. Рассулин, которого оскорбляет псевдо-богослов А. В. Слесарев, изливая желчь и злобу не только на Ю. Ю. Рассулина, но и на святых Царственных мучеников и Царя - страстотерпца Николая II, о чем свидетельствует писатель в одной из своих статей:
Накануне Великого поста вновь был перетрясен исторический хлам негатива, тщательно отобранного из статей бульварных газетенок, пасквилей продажных писак, гнусненьких салонных скабрезностей… Эту травлю, которая наносит личное оскорбление Святым Царственным Мученикам, решил продолжить вслед за Э. Радзинским и И. Смысловым расколоучитель А. В. Слесарев. Видимо ему доставляет особое удовольствие глумиться над памятью Русского Царя Николая и Русской Царицы Александры. Эта ненависть сродни той ненависти, которую питали иудействующие представители псевдорусской интеллигенции к Помазаннику Божьему.
Слесарев не только вслед за изменниками из числа царского окружения начала ХХ века приписывает уважаемому всей царской семьей человеку все смертные грехи, он даже отрицает мученический подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, умаляя их достоинство в принятии мученической кончины за грехи русских людей, противореча таким образом Святейшему Патриарху Кириллу:
Расстрел Царской семьи - это символ, кровавый и страшный, всех тех событий, что произошли, круто изменив жизнь нашего народа, проведя его через многие соблазны, фантазии, утопии, искушения и через кровь. Именно на этом святом месте я бы хотел сказать: все наши грехи искуплены кровью. Это не просто эмоции, это не интеллигентские слезы по поводу чьей-то чужой вины - это искупление греха страданиями, муками, кровью нашего народа, символом которых является насильственное умерщвление Царской семьи; и теперь мы должны сделать правильные выводы из этой истории (Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Храме-на-Крови в Екатеринбурге).
Но почему же Слесарев А. В. расходится во мнении даже с самим Патриархом? Из слов Святейшего мы знаем, что
В истории святые места часто были поругаемы человеческими устами. Разве нет сегодня людей, которые все еще противятся прославлению Святых Царственных Страстотерпцев?
Еще Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II положил множество трудов для прославления Царских Мучеников, и явно не для того, чтобы обновленец Слесарев безнаказанно дискредитировал их святой образ. Из всей совокупности действий, поступков и измышлений Слесарева А. В. несложно сделать вывод о его антицерковной деятельности. Достаточно сказать, что преподавать предмет «Расколоведение» он может только в стенах Минской Духовной Академии и Семинарии, с первого же выездного семинара в Ужгородскую Богословскую Академию он был изгнан через 3 дня после начала занятий и больше его никуда не приглашали. Явные обновленческие идеи, пропагандируемые Слесаревым на его сайте «Анти-раскол», противоречие священноначалию и самому Патриарху, неуважение к святой Царской Семье, приписывание честных православных мирян и священнослужителей к раскольникам - эти и многие другие поступки Слесарева требуют тщательного разбирательства на предмет не только соответствия высокому званию кандидата богословия, но и православного христианина. В недрах Минской Духовной Академии явно зреет новый обновленческий раскол, обновленческая революция, буревестником которой является Слесарев Александр Валерьевич, несущий за собой идеи либерализации церковной жизни и шельмования священноначалия. Но, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «правда Божия всегда торжествует» и хочется надеяться, что действия обновленца Слесарева получат соответствующую дисциплинарную и духовную оценку.
Александр Раткевич