Сегодня делегация участников Круглого стола «Конституционная реформа: русский взгляд» передала в Приёмную Президента РФ В.В. Путина все выработанные участниками варианты русских поправок в Конституцию России:
"В Приёмную Администрации Президента Российской Федерации Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину От неравнодушных граждан России.
Проект поправок в Конституцию РФ в части культурно-национальной политики. Варианты Преамбулы.
1) ПРЕМБУЛА 1: Дополнить Конституции Российской Федерации преамбулой следующего содержания:
"Российская Федерация, учредительным документом которой является настоящая Конституция, выступает в роли преемника и продолжателя вековых традиций российской государственности, заложенных русским народом в стремлении к национальному самоопределению и самобытности при помощи и содействии других коренных народов России".
ПРЕАМБУЛА 2:
Мы, граждане России, во всём своём культурном и языковом многообразии, соединённые общей судьбой на своей земле, традиционными нравственными ценностями, русским языком и культурой, тысячелетней государственностью Великой России, созидая самобытную цивилизацию на просторах Евразии, утверждая права и свободы человека, семью основанную на браке как союзе мужчины и женщины, созданном во имя преумножения человеческого рода, благополучия и процветания, воспитывая будущие поколения в уважении к памяти предков, передавших нам веру в Бога, добро и справедливость, традиционные семейные ценности и любовь к Родине, исходя из незыблемости исторически сложившегося государственного единства русского и других народов на основе равноправия граждан, отмечая приверженность идеям народовластия, исходя из ответственности за своё Отечество перед Богом, собственной совестью, прошлыми, нынешним и будущими поколениями, утверждая суверенитет Российской Федерации, как исторической правопреемницы Российской Империи и Союза Советских Социалистических Республик, сознавая Россию ответственной мировой державой, приверженной многополярному мироустройству, сохранению мира во всём мире, утверждению и защите идеалов добра и справедливости принимаем настоящую Конституцию.
ПРЕАМБУЛА 3:
Мы русские, с нами Бог!
Мы, народ России, соединенные по воле Бога единой исторической судьбой в великое государство устанавливаем этот Основной Закон.
Мы видим свидетельство могущественного промысла Божия, что борьбой и трудом наших предков содружество славянских племен преобразовалось в могущественную державу - Русь, чьи независимость и суверенитет были восстановлены Великими князьями Московскими, принявшими титул Царей Всея Руси. Провозглашение Российской Империи увенчало строительство этой державы, ставшей самым обширным территориальным государством из когда-либо существовавших в истории.
Мы почитаем исторический выбор Святого князя Владимира, через крещение приобщившего Русь к Православному Христианству. Трудами святых, подвижников и праведников Русской Православной Церкви наш народ обрел свои ценности, идеалы, мировоззрение и образ жизни - тот нравственный фундамент, на котором стала возможна гармоничная совместная жизнь в России представителей многих религий, культурных традиций и народов.
Мы чтим память воинов, сражавшихся в войнах России и в Великой Отечественной Войне, в которой подвигом нашего народа от мира отвращена угроза установления человеконенавистнической расисткой диктатуры, стремившейся к геноциду целых народов. Свой статус державы-победительницы Россия рассматривает как долг не допускать рецидивы нацизма.
Происходя из многих разных народов, чьи предки исповедовали различные религиозные и культурные традиции, мы составляем единую гражданскую нацию России, ядром которой исторически является великий русский народ, чей язык, культура и чувство правды составляют основу нашего национального бытия. В этой нации уважается и сохраняется наследие вошедших в её состав народов, религий и культурных традиций.
Мы утверждаем суверенитет России и её единой нации над всей территорией государства и отвергаем любые формы национального неравноправия, сепаратизма, нетерпимости и исключительности. Законы России и права её граждан имеют равную силу на всей территории государства и во всех субъектах федерации.
Как государство и как нация мы принимаем на себя ответственность за поддержку разделенного трагическими событиями ХХ века русского народа, уважаем стремление всех коренных народов нашей страны к сохранению культурного и жизненного единства с соплеменниками и считаем справедливым приоритет в предоставлении гражданства России представителям её коренных народов.
Мы мыслим нацию как союз ушедших, настоящих и будущих поколений, в котором ныне живущие должны уважать традиции и исторический выбор прошлого и ощущать заботу о том, в каком мире будут существовать наши граждане в грядущем.
Мы подчеркиваем ценность семьи, основанной на браке как союзе между мужчиной и женщины, утверждаем право каждого ребенка на семью и поддерживаем стремление к созданию многодетных семей.
Мы убеждены, что гармоничное человеческое общество невозможно, если не базируются на таких принципах как взаимопомощь, солидарность, сострадание, милосердие, взаимная ответственность и поддержка. Мы полны решимости осуществить эти принципы в жизни нашей страны.
Мы рассматриваем свободу как величайший дар, который общество может предоставить своим членам и стремимся к тому, чтобы каждый человек мог пользоваться максимальным объемом гражданских и политических прав, реализация которых возможна без угрозы правам других людей и подрыва существования общества как целого.
Мы понимаем народовластие как совместное служение всех граждан общим ценностям, объединяющим нацию, и убеждены, что такое служение возможно только на принципах законности, справедливости, пресечения своекорыстия и коррупции.
Мы считаем справедливую оплату труда, социальную защиту, включая пенсионное обеспечение, приоритетную поддержку отечественных производств фундаментом здорового народного хозяйства, ставящего своей целью всеобщий достаток, искоренение нищеты и преодоление кричащего имущественного неравенства.
Мы воспринимаем природу нашей страны как великий дар и важнейшую составляющую нашего национального бытия и будем добиваться сохранения её первозданной красоты и здоровья. Варварское расхищение природы, пренебрежение ею рассматриваются нами как преступление.
Мы вдохновляемся богатством русского языка, гордимся творениями нашей великой культуры, давшей человечеству множество непревзойденных шедевров, гордимся достижениями наших науки и техники, раздвинувшими горизонты человеческого существования за пределы планеты Земля. Сохранение этого наследия и его преумножение, охрана памятников культуры, являются приоритетной задачей нации и каждого из её членов.
Мы подчеркиваем, что как ядерная держава Россия стоит на страже мира, не приемлет навязывания народам мира гегемонии никакой внешней силы, отрицает агрессивные войны и другие средства вмешательства в суверенитет независимых государств. Россия готова к сотрудничеству со всеми странами, стоящими на тех же принципах внешней политики, в деле поддержания международного мира и порядка.
Основываясь на своей более чем тысячелетней истории, Россия выступает как правопреемница Российской Империи, а так же Союза Советских Социалистических Республик в той степени, в которой это не противоречит первому правопреемству.
Мы уверены, что пережив в ХХ веке период смут, жестокостей, нравственного брожения, Россия вернулась к осознанию своих ценностей и своего наследия, намереваясь именно на этом фундаменте строить справедливое и служащее общему благу государство, основным законом которого и служит эта конституция.
Да поможет нам Бог!
2) дополнить статью 68 пунктом 4 следующего содержания:
"4. Российская Федерация является гарантом соблюдения гражданских, культурных и языковых прав русских как разделенного народа в местах его компактного проживания за пределами Российской Федерации".
3) дополнить статью 68 пунктом 5 следующего содержания:
"5. Все лица русского происхождения, а также лица, принадлежащие к другим коренным народам России, вне зависимости от своего места рождения и проживания имеют право на упрощенный порядок получения гражданства Российской Федерации".
4) Национальные республики и русские области
Одна из очевидных и назревших проблем в области конституционного строительства - это проблема «ассиметричной федерации», как иногда называют Россию.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 5 закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Однако утверждение о равноправии субъектов федерации не описывает реального положения вещей.
Первое, что бросается в глаза - это неравное положение республик и областей. Национальные республики фактически имеют гораздо больше прав и возможностей, чем русские области. И хотя в п. 4 ст. 5 говориться, что ≪во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны≫, фактически это не так.
1. Во-первых, национальные республики официально признаются государствами. Существующие толкования утверждают, что это не означает наличие у них суверенитета, а «лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера» (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Однако толкование можно изменить, а признание республик государствами - факт фундаментальный.
2. Республики имеют право на свои конституции, в то время как области - только на уставы. Это важнейшее различие, так как в конституциях республик может быть прописан приоритет «коренного народа», которому принадлежит республика. Например, в преамбуле к Конституции Татарстана сказано:
«Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…»
В большинстве республиканских конституций указано, что это конституции «государств в составе Российской федерации». Например - «1. Чеченская Республика (Нохчийн Республика) есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.»
3. Важнейшим правом, которое есть у республик, является право устанавливать свои государственные языки. Большинство конфликтов, связанных с изучением этих языков, связано именно с этой нормой.
Гораздо важнее, однако, происхождение этих особых прав националных республик. Для республик источником происхождения является государственный суверенитет, реализующий права народов на самоопределение. Области и края функционируют на основе полномочий, переданных федеральным центром. То есть права республик основаны на международном принципе - праве на самоопределение. Права же русских областей дарованы Кремлём.
Таким образом, народ, проживающий в республике суверенен, и, следовательно, имеет больше прав, чем народ любого другого субъекта РФ.
Заметим, что существование республик не всегда оправдано численным преобладанием титульного этноса. Так, только в четырех субъектах титульный этнос составляет боле двух третей населения: Так, в Чечне после войны и этнических чисток доля чеченцев достигла 93,5 процента. В эту группу можно отнести Ингушетию, Туву и Чувашию (соответственно 77,3, 77 и 67,7 процента). Более половины населения титульный этнос составляет в Калмыкии (53, Северной Осетии и Татарстане). Абсолютное большинство составляют вместе взятые народы Дагестана и два титульных этноса Кабардино Балкарии, причем доля кабардинцев составляет более половины населения республики. Примерно к той же границе подходит Якутия.
Теперь обратимся к практике. Налоговая система Российской Федерации построена таким образом, что большинство регионов является дотационными. Республики Северного Кавказа продолжают получать более значительные дотации (в разных формах) из федерального бюджета, чем области центральной России, населенные преимущественно русскими. Существуют и другие преференции, которыми наделены республики и лишены русские области. Это общеизвестно, и это является одним из постоянных источников напряжённости и конфликтов в России.
Можно ли этого избежать? Да. Тут возможны два пути.
Первый - приближение федерации к унитарной модели. В таком случае необходимо уравнивать права республик с областями, то есть лишить их лишних прав, перестать признавать государствами, и так далее. (Как губернии в Российской Империи)
Второй вариант - создание симметричной федерации. В таком случае должно быть ликвидировано само деление на республики и области. На месте областей должны быть созданы русские республики, наделённые всеми правами республик. За ними должен быть признан суверенитет, полученный как реализация права на самоопределение, и ещё ряд прав. (Как штаты в США)
Выбор конкретной модели зависит от многих факторов. Но он должен быть сделан.
5) РОССИИ НУЖНО НАЦИОНАЛЬНОЕ КРЕДО
Поправки к Конституции России должны быть сведены в целостный документ, который станет манифестом национальных ценностей.
Обсуждение поправок в Конституцию России и, прежде всего, в её преамбулу, приобрело лавинообразный характер. Со всех сторон идут предложения о том, в какой формулировке должен быть упомянут русский народ (в том, что он обязан быть упомянут - сомнений нет ни у кого, кроме совсем уж упертых либерально-бюрократических лоббистов и национал-сепаратистов). Безоговорочно поддержано Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и другими религиозными лидерами инициатива К.В. Малофеева о необходимости внести в Конституцию упоминание Бога. Все большее понимание находит и требование четко зафиксировать в основном законе определение брака как союза мужчины и женщины и, тем самым, перекрыть путь международным извращениям.
Бросается в глаза, что к обсуждению конституции всерьез оказались готовы почти исключительно консерваторы. Всё, что могут делать либералы, это кудахтать: «Руси прочь от шедевра ельцинской политической мысли». Тот текст, который у нас есть сейчас, - это ведь их конституция, принятая в результате государственного переворота 1993 года, закрепившая результаты разрушения великой страны, сделанная с помощью юридических уловок практически неизменяемой.
В ельцинской конституции не нашлось места ни Богу, ни русским, потому что место Бога там занимало «мировое сообщество», что на практике означает победителей в Холодной войне - США и Запад. По сути это была конституция ограниченного суверенитета России. И не случайно, что как только президент в своем послании выразил намерение ограничить всемогущество этого языческого божка - «мирового сообщества», подвинуть его из конституции, тут же в ней освободилось место и для Бога, и для русского народа, которых он вытеснил.
Что сегодня смущает в потоке поправок в преамбулу - так это их несистематичность и хаотичность, которая создает возможность для либеральных ловчил, которых немало во всевозможных экспертных комиссиях и группах свести смысл этих поправок на нет. Мое убеждение - нам нужен не свод отдельных поправок к преамбуле. Нам нужна новая преамбула к Конституции.
Эта преамбула должна быть манифестом национальной философии, сводом национальных ценностей и видения мира. Должно быть отброшен нелепый предрассудок, что конституция - это свод предельно абстрактных и обезличенных норм и принципов наиболее общего характера. Такое понимание конституции было характерно для юристов эпохи Просвещения, когда основной закон рассматривался лишь как письменная фиксация «естественного права», как запись неких абстрактных норм всеобщего разума, пребывающего вне пространства и времени.
Для современности эти абстрактная нормативистская парадигма - это глубокое прошлое. Сегодня очевидно, что конституция - это не выражение естественного права, а продукт исторического развития национального законодательства и национальной политической философии, это выражение того уникального опыта, который есть в истории жизнеспособных исторических наций. Конституция выводится из традиции.
«Старому народу не нужно новых законов» - подчеркивал Н.М. Карамзин, возражая против переноса на русскую почву абстрактных европейских моделей. Ельцинская же конституция была попыткой разорвать с традицией, попыткой, пользуясь распадом СССР, учредить на месте тысячелетней России новое государство - и нигде так не очевиден этот разрыв с традицией, как именно в преамбуле.
Преамбула конституции России должна быть целостным документом, манифестом национальных ценностей выведенных из нашей более чем тысячелетней истории. В современной конституционной практике Европы есть замечательный пример такого ценностного манифеста - это преамбула к конституции Венгрии, принятой в 2011 году, - «Национальное кредо».
В ней говорится и о традициях венгерской государственности (которая младшая ровесница русской), и о крестителе венгров короле Иштване Святом, и о трагических событиях ХХ века, и о принципах исторического преемства, и об основных национальных, политических, социальных и культурных ценностях. Причем начинается эта преамбула со слов «Боже, благослови венгров!».
Этот пример хорош тем, что перед нами не написанная «до исторического материализма», а новейшая по времени составления конституция, которая отражает современный этап политической мысли, отходящей все дальше от былого абстракционизма в сторону утверждения конкретного исторического начала. Текст - самый новый, а идеи самые старые, бывает и такое и это именно то, что нам нужно. И в России необходимо облечь в новые слова «старый закон» с которым мы живем столетиями.
Этот закон-преамбулу, русское «национальное кредо», можно было бы назвать «Русская Правда» в честь первого уголовного закона Русского государства, принятого Ярославом Мудрым, если бы это название не было захватано революционными фантазиями декабриста Пестеля (а может быть можно и позабыть об этом факте и вменить его как не бывший). Можно подобрать и какое-то другое название. Главное - суть.