Последний день "Царя"

Aug 27, 2010 00:28

Среди всего бесконечного разнообразия свидетельств, мемуаров, писем и т. д. и т. п. есть небольшая категория докуметов, которые вроде бы и не повествуют о каких-то событиях вселенского масштаба, войнах, революциях, сменах власти, основании городов и строительстве крепостей. Они описывают что-то мимолётное, неуловимое, - то, что останется в памяти одного-двух поколений и будет после похоронено под нагромождением больших и маленьких событий.
Вот один такой "потрясающей силы человеческий документ". Это письмо некоей Лидии Михайловны Заешниковой кому-то из своих знакомых ("неустановленному лицу" - так и вертится на языке архивное клише), которое хранится в одном из рукописных собраний Публичной библиотеки. Да простят меня скрупулёзные коллеги-источниковеды за отсутствие развёрнутого комментария об авторе письма, адресате, почерке и прочем. Главное - содержание.
Это описание гибели парохода "Царь", который хмурым осенним днём 1873 года столкнулся на Ладоге с пароходом "Царица". Дела давно минувших дней....

2-го ноября 1873

Добрейший, многоуважаемый Николай Яковлевич и милая Lolitte,

Только что приехали домой и застали мороз, снег и санный путь. Замысловский встретил нас, и мы от него узнали правдивое, но всё-таки ужасное повествование о гибели «Царя». К сожалению, оказалась правда, что даже не могут найти того места, где он погрузился, а между тем он тонул четыре часа, и когда капитан оставил его, то около двух часов виден был огонь на мачте и ярко освещённые окна каюты 1-го класса. Если бы капитан бросил якорь,то легко было бы найти пароход, но непростительно, что он рано оставил его и почти два часа смотрел на медленное погружение его в воду. Говорят, что никакой рассказ не в состоянии передать тех ужасов, какие происходили после столкновения двух пароходов; если бы капитан не потерял присутствия духа, то несчастных затонувших, уверена, можно было бы спасти. Потонули те, которые безмятежно спали и не почувствовали толчка; они погибли бессознательно. Да ещё несколько бедных растерянных пассажиров, которые не дождались очереди, чтобы их спасли, передавай на руках команды с одного парохода на другой (как спасли прочих) и бросились в воду между двумя пароходами. На «Царице» ехал наш знакомый Телаковский (он имеетсвой пароход на реке Свирь и понимает хорошо это дело; ему обязаны многим за помощь при спасении людей). Он был единственный пассажир 1-го класса и сидел у растопленного камина, беседуя с капитаном Коленкиным, когда пришли сказать, что показался пароход «Царь». Коленкин закурил папиросу и не торопился идти наверх,зная, что свет ярко освещённого «Царя» виден за 10 верст. Он не сообразил, что если обыкновенных ход «Царя» 27 вёрст в час, то когда ему навстречу идёт пароход такой же скорости, то они приближаются один к другому со скоростью 54-х вёрст в час. В эту ошибку впадали часто английские капитаны, подвергшие свои суда гибели, дав им время столкнуться с другим судном. Когда шкипер увидел неминуемую гибель, то хотел увернуться и, растерявшись, повернул руль не в ту стороны. Не сделай он этого, пароходы прошли бы на волос один от другого, потому что Кулебякин всё время видел опасность и повернул в сторону «Царя», случилось же так, что шкипер понял его приём, но ошибся и сделал поворот, совершенно противоположный тому, какой предполагалось!
Если бы он не тронул руля, и если бы Кулебякин не старался спасти парохода, то «Царь» и «Царица» столкнулись бы только кожухами, без малейшей опасности. «Царица» же так славилась послушностью руля, что мгновенно повернулась и своим страшным носом разрезала «Царя». За полчаса до несчастного случая на «Царе» произошёл скандал: дело в том, что из Петрозаводска везли в сумасшедший дом одну даму, которая ни за что не хотела ехать и всё кричала: «Этот пароход потонет!» Её даже не охотно взяли на пароход, потому что, когда «Царю» приходилось отходить от пристани, то все крысы вышли с него на берег. Вы, вероятно, слыхали, что между моряками есть поверье, что крысы выходят с корабля, чувствуя его скорую гибель. Команда и капитан так были поражены этим явлениям, что собственно из-за этого не отошли вназначенный день из Петрозаводска, к великому негодованию пассажиров, которые съехались и смеялись над предрассудками. Два дня «Царь» простоял в Петрозаводске, предполагая даже зазимовать там; так встревожило всех путешествие крыс. Пассажиры бунтовались, подняли охоту на крыс, истребили их ужасное множество и принудили капитана сняться с якоря. В минуту отплытия сумасшедшая дама кричала «Этот пароход потонет!» Замысловскому дали знать,почему «Царь» не вышел в назначенное время, а между тем здесь происходило тоже что-то странное. «Царице» давали полный ход, она не случалась и не двигалась от берега; до сих пор не объяснили, почему это произошло, но всё-таки только с третьего раза «Царица» двинулась. Заполчаса до несчастья сумасшедшая дама вбежала на палубу и стала кричать:«Проснитесь, мы сейчас погибнем, один пароход наехал на другой, мы сейчас потонем!» Она так шумела, что разбудила многих, и взбешённый капитан велел её связать и замкнуть в каюту.
Через полчаса пароходы столкнулись, и когда это случилось, толпа мужиков в несколько сот человек бросилась с «Царя» на «Царицу», давя и толкая пассажиров других классов. Остановить их не было возможности. Команда водворить порядка, когда мужики действовали кулаками. Нопотом, когда остановили машину и стали передавать пассажиров на руках с одного парохода на другой, то это заняло столько времени, что третий класс наполнился уже водой, и в нём плавали один безногий, другой слепой пассажир; за ними вернулись и спасли обоих; тогда отомкнули и сумасшедшую, но она не хотела идти,и когда её переносили, вырвалась из рук людей, говоря «Я знала, что мы погибнем!», и бросилась в воду. Замысловский в этот раз так беспокоился о «Царе» по какому-то предчувствию , что всё время ждал его прихода на пристани,и тогда одна дама понесла ему депешу, что оба парохода столкнулись, и «Царь» потонул. Вскоре за тем он получил депешу от капитана, и когда пришла «Царица»,что такие были ужасные сцены отчаяния и слёз, что кто это видел, не забудет никогда. Замысловский не мог скрыть слёз, рассказывая нам, как пришедшие встречать пароход узнавали о гибели родных; у кого потонул отец, у кого жена и т. п!
В декабре будет суд и разбирательство причин гибели «Царя». Мой муж не показывал вида, что на него это подействовало, но я знаю,что он сильно страдает. Он говорит, что принёс несчастье вам и другим пайщикам.Между тем, состав управления пароходами мог быть лучше. Оба шкипера состоят на этой линии один 7 лет, другой 8. Кулебякин известен как лучший капитан, а Коленкин плавал 4 года в Средиземном море, 5 лет был в кругосветном плавании и 6 лет водил по этой линии. Кто мог предвидеть, что у таких испытанных людей нехватит уменья управлять такими пароходами, как «Царь» и «Царица». Мне кажется,что достоинства этих пароходов придали слишком большую самонадеянность и беспечность капитанам. Пишу вам наскоро, простите за несвязность инеразборчивость. Не пеняйте на нас, что наше несчастье коснулось и вас; для нас, кажется, эта мысль всего ужаснее. Дай вам Бог всего хорошего, целую Колю и Алю. Тиран шлёт свой поклон и привет. Знаешь, Lolotti, я получила из Вены письмо, что швейцар из «Отеля Métropole» не отнёс пакет в магазин белья. Я напишу в бюро отеля. В Вильно мы ехали ужасно, в компании грубых немцев; в Вильно у нашего вагона загорелась ось, нас пересадили, и мы достали отдельное купе; но всё-таки очень утомлены. Будьте здоровы и не поминайте нас лихом.

Л.Заешникова.

Прочитали? Сильный документ, не правда ли? Печальный, но сильный.
А теперь прочтите "дайджест прессы" о гибели пароходов, найденный мной на одном из форумов, и вы увидите, насколько письмо и газетные отчёты дополняют друг друга: в первом избыток чувств, во вторых - информативности. http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/index.php/t21428.html

РНБ, кораблекрушение, курописи, 1873, дела давно минувших дней

Previous post Next post
Up