Если за один день вам с детьми не удалось сходить в кинотеатр, покататься на каруселях, посетить несколько аттракционов, посмотреть спектакль, погулять по английской шахтерской деревне, покататься на коньках, поуправлять локомотивом, побывать на концерте джаз-группы, поужинать в вагоне-ресторане, научиться правильно сортировать и хранить болты и гайки, а также узнать кое-что о поездах, то вы никогда не были в Железнодорожном музее в Утрехте. Мы провели в нем всей семьей семь часов. Он больше похож на тематический парк развлечений, но все таки это музей. Во всяком случае, об этом указано в названии (на мусорной урне) - Het Spoorwegmuseum:
Музей расположен на территории железнодорожной станции Maliebaanstation, которая была открыта в 1874-м году на линии Утрехт-Амстердам. После десяти лет успешной работы поток пассажиров начал уменьшаться из-за открытия конкурентами другой линии в том же направлении. В 1921-м году вокзал был окончательно закрыт. Во время Второй Мировой войны немцы использовали станцию для депортации более 1200 евреев из Утрехта. В 1953-м году здание вокзала и прилегающая территория были переданы в заведование Железнодорожного музея. В 2004-м году музей был полностью отреставрирован - зданию вокзала вернули первоначальный вид, а территорию застроили так, чтобы нашлось место для всех аттракционов и экспонатов. Один перрон продолжает служить по назначению - до музея ходит поезд с Центрального вокзала города.
Над стеллажами с багажом в здании вокзала висит пожелание всем пассажирам - "Никогда не садись в поезд без чемодана с мечтами":
В некоторых чемоданах можно полюбоваться мечтами с подвижными голографическими фигурками.
На первом перроне стоит маневровый локомотив 1940-го года постройки (длина 7, 22 м., вес - 21 тонна, дизельно-электрический привод) по прозвищу "Козлик" - звук его свистка похож на блеяние козла.
Такие поезда - с кабиной, похожей на голову собаки - еще можно встретить в Нидерландах не только в музее.
Здание вокзала и перрон посетить можно и без билета. Карусель стоит сразу же за платной зоной. Мимо нее с детьми не пройдешь.
В другом месте я бы не смог так спокойно смотреть на эту картину. Паровой локомотив по прозвищу "Консервные банки" (Blikken Tinus) построен в 1914 году в Берлине.
Так его называли за характерный шум соединяющих колеса шатунов.
Двухэтажный склад артефактов.
Билеты до Бреды.
100 лет железнодорожному сообщению между Тилбургом и Бредой. Футбольные команды из этих городов и их фанаты - непримиримые соперники, которые ищут любой повод, чтобы подколоть друг друга. Сейчас клуб из Тилбурга играет в высшем дивизионе, а
НАК Бреда - в первом, поэтому фанатам из Бреды приходится утешать тебя тем, что у них сезонных абонементов продано больше, чем в Тилбурге. Пословицей стала фраза одного из игроков НАК Бреда о том, что "Самое лучшее, что есть в Тилбурге - это утренний поезд до Бреды."
Латунные таблички напоминают мне о такой же
с надписью "Kruzenshtern", которую ежедневно натирают до блеска.
Путешествие во времени в 1800-й год, в английскую шахтерскую деревню, где был построен первый паровой двигатель для выкачивания воды из угольной шахты. Построенный на его основе работавшим на шахте инженером-механиком Джорджем Стеферсоном первый локомотив мог вывозить из шахты 30-тонный состав из вагонеток с углем со скоростью 4 мили в час. Машина получила название "Блюхер" в честь прусского генерала, прославившегося своей победой в битве с Наполеоном при Ватерлоо.
Рабочий кабинет проектировщика паровых машин.
Улица в шахтерской деревне выводит на голландскую площадь 19-го века, где стоит действующая реплика второго паровоза в Голландии "De Arend" (Орел) (вес 20 тонн, скорость 90 км\ч). 20 сентября 1839-го года, вместе c первым голландским локомотивом "De Snelheid" (Скорость), он сделал первый рейс по маршруту Амстердам - Харлем.
Паровой локомотив по прозвищу "Юмбо" (Jumbo), построенный в Амстердаме в 1911 году, завершил службу по назначению в 1958 году последним из паровых машин в Нидерландах.
Симулятор вождения локомотива. Там есть педаль, которую водитель должен держать нажатой, но отпускать каждые тридцать секунд, иначе локомотив остановится. Ни Яша, ни Лена не доехали до конечной остановки из-за этой педали - забывали отпускать. Так что локомотив без водителя (или если с водителем что-нибудь случится) далеко не уедет.
Моторизованная дрезина 1910-го года для проверки испекторами дорожных путей и работы ремонтных бригад.
Чисто голландская дрезина.
Лайфхак для сортировки и хранения мелких предметов.
Маневровый локомотив (1955- год постройки), переоборудованный в конце 70-х годов на дистанционное управление, был расскрашен известным граффити-художником из Амстердама Хьюго Каахманом (Hugo Kaagman) в характерные для Делфтского фарфора бело-голубые цвета.
Кран и водонапорная башня.
Я бы поработал водителем детского паровозика хотя бы один день.
Про 4D-симулятор "De Vuurproef", представление которого проводит с экранов мониторов нидерландский актер Рутгер Хауэр (у нас известный по фильму "Слепая ярость"), я не буду ничего рассказывать, чтобы сохранить эффект неожиданности. Скажу только, что я и Яша остались в полном восторге, а наши дамы всё таки немного напугались. Обязателен к посещению.
Английский военный паровой локомотив "De Longmoor" времен Второй Мировой войны (год постройки 1945-й, вес 136 тонн, скорость 65 км\ч). После войны несколько таких локомотивов были переданы Нидерландам для восстановления железнодорожного сообщения в стране.
Вся коллекция локомотивов и вагонов не помещается на территории музея. Часть ее хранится на специальном скаде, и экспонаты регулярно меняют друг с другом.
Да там все на фоне этого заката фотографитруются. а мы что - рыжие?
Атмосфера старинного вагона-ресторана.
В музейном театре один актер дает несколько одинаковых представлений в день. А актер на фотографии - несколько разных.
В зимнее время при музее работает бесплатный каток. Я рассказывал, что Лена после роликов первый раз встала на коньки и сразу покатилась.
Яша после роликов тоже в первый раз встал на коньки и сразу покатился - периодически падая, но упорно вставая, чтобы тут же поехать дальше.
Click to view
В музейном туалете, вспомнив детсадовские годы, когда несколько мальчиков одновременно могли справлять нужду, встав вокруг одного унитаза, я чуть не перепутал раковину для мытья рук на фотографии с писсуаром. Пронесло, а то, чувствую, был бы международный скандал...
На прощание мы сфотографировались с локомотивом из Берлина. Целый день проведен в музее, время позднее - семь часов вечера (в это время мы обычно укладываем детей спать), а все еще улыбаются. Вот что значит правильно организованный досуг.
В эти дни музей работает до с 10 до 20 часов.
Парикмахерский салон в здании вокзала. Не думаю, что действующий.
И праздничная елка в центральном холле. Отсюда музей начинается, здесь и заканчивается. Как и этот отчет.
P.S. Конечно, показана только малая часть коллекции. Семьям, владеющим голландским языком, музей обязателен к посещению. С детьми здесь можно провести целый день. Для остальных информативная часть на голландском будет, к сожалению, недоступна.