Оказывая содействие НАТО в организации транзита, РФ помогает альянсу решить многие проблемы

May 26, 2014 03:47




В свете последних событий несколько отошла на второй план судьба перевалочного пункта НАТО в Ульяновске. Поскольку, однако, в этих событиях фигурируют РФ и НАТО, а сам транзит вроде бы является одним из направлений их сотрудничества, было бы нелишним вспомнить историю вопроса. Тем более что генсек НАТО Фог Расмуссен уже открыто называет РФ противником.


Вообще транзит через территорию РФ вооружения и военной техники регулируется соответствующими положениями, утвержденными постановлениями правительства №306 от 8.04.2000 и № 973-р от 14.07.2000. Когда Путин в 2001 г. предоставил американцам возможность транспортировать грузы в Афганистан через территорию РФ, эта транспортировка осуществлялась в соответствии с указанными постановлениями.

28 марта 2008 г. россиянское правительство приняло новое постановление №219, которое непосредственно касалось афганского транзита НАТО. В соответствии с ним для определенных видов оружия предусматривался упрощенный порядок транзита по сравнению с тем, что был установлен постановлениями от 2000 г. Речь здесь идет о том, что для перевозки каждой партии этих видов оружия уже не требуется разрешения. Объемы афганского транзита стали слишком большими и необходимость каждый раз получать разрешение чересчур затрудняла западных “партнеров”.

Так обстояло положение дел на момент создания базы в Ульяновске. К этому времени стало понятно, что миссия НАТО в Афганистане близится к завершению. В США вовсю бушевал финансовый кризис, добить талибов до конца так и не удавалось, европейские союзники не горели желанием воевать, да и американское общественное мнение все больше склонялось к тому, что афганскую авантюру пора прекращать. В общем, перевозки из Афганистана стали преобладать над перевозками в Афганистан.

В 2011 г. НАТО обратилось к РФ с просьбой рассмотреть возможность создания в европейской части страны перевалочного пункта в интересах НАТО. В этот пункт грузы из Афганистана должны были доставляться по воздуху, а дальше направляться по железной дороге в прибалтийские порты. В таком же порядке они должны были доставляться и в Афганистан. В то время у США очень сильно испортились отношения с Пакистаном, через который проходят основные маршруты снабжения западного контингента, из-за ударов американских беспилотников по мирным людям. Поэтому потребность в альтернативном маршруте была особенно острой, а Узбекистан и Киргизия предоставлять свои территории отказались.

“Кремлевские” предложили американцам Ульяновск. Туда приезжала натовская делегация, осмотрела аэродром, осталась довольна. 25 июня 2012 г. было принято постановление №637, согласно которому вопрос был решен положительно. В нем вводится понятие комбинированного транзита, то есть дается разрешение на перегрузку натовских грузов на территории РФ с одного вида транспорта на другой. За два года через Ульяновск был осуществлен транзит только одной партии из десяти контейнеров. Это была тестовая перевозка в интересах английского контингента в декабре 2012 г. Причин такого положения дел несколько. Во-первых, Пакистан снова разрешил транзит натовских грузов через свою территорию. Во-вторых, подписаны соглашения НАТО с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, что предоставило альянсу дополнительные варианты транзита. В-третьих, по словам представителей НАТО, логистические компании РФ требуют слишком высокую цену. Цена перевалки одного контейнера через Ульяновск обходится в 50 000 евро, в то время как аналогичная цена через узбекский Термез равна 30 000 евро.

При этом железнодорожный маршрут натовского транзита через РФ как действовал, так и продолжает действовать, несмотря ни на какие пертурбации. Оказывая содействие НАТО в организации транзита, РФ помогает альянсу решить многие проблемы. При этом транзит оружия из Афганистана связан с целым рядом опасностей. Прежде всего, это само оружие, часть которого, если она осядет на российских просторах, может попасть неизвестно в чьи руки. Кроме того, это афганские наркотики, которые идут в Россию широким потоком по самым разным каналам. Борьба с контрабандой оружия и наркотиков требует, в первую очередь, ликвидации каналов контрабанды, и здесь первый кандидат на ликвидацию - натовский транзит.

Причем главным тут является вовсе не перевалочный пункт в Ульяновске, который так и не заработал, а наземный железнодорожный транзит, с которым и в самом деле пора заканчивать. Пусть американцы ломают голову над проблемами эвакуации своего афганского контингента, а не над тем, как перебрасывать на Украину “частных” наемников.

rusnation.org, ВОПД РНЕ, Отдел информации ВОПД РНЕ

Previous post Next post
Up