Nov 29, 2018 04:52
«Есть, по-моему, четыре рода поэзии. Первый, низший - непонятно о понятном. Второй, выше - понятно о понятном. Затем, непонятно о непонятном. И, наконец, понятно о непонятном... Блок споткнулся на четвёртой ступеньке...»
(З. Н. Гиппиус)
«Существует в поэзии* четыре рода понятного и непонятного.
Первый род, вечный и прекрасный: понятное о понятном. Художественный реализм "Одиссеи", "Капитанской дочки", "Войны и мира".
Второй род, столь же вечный и прекрасный: непонятное о непонятном. Мистический романтизм второй части "Фауста", Эдгара По, Новалиса и других мистиков, а также современных символистов в том, что у них есть вечного.
Третий род, редчайший, труднейший и прекраснейший: понятное о непонятном. Мистический реализм, до которого возвышаются греческие трагедии, Данте, иные религиозно-философские прозрения Гёте, некоторые страницы Достоевского, Ницше, некоторые стихи Тютчева и Лермонтова.
Наконец, четвёртый род, легчайший и никуда не годный: непонятное о понятном.
Русские декаденты, стремясь к наилучшему, часто впадают именно в этот наихудший род; желая говорить понятно о непонятном, говорят непонятно о понятном. Это - "Волга течёт в Каспийское море" и "лошади едят овёс", - сказанное с таким "теургическим" видом, с такими ужимками и выражениями, что сам чёрт ногу сломит....»
(Д. С. Мережковский, «Балаган и трагедия»)
* У Мережковского «поэзия» имеет более широкий смысл и обозначает искусство.
art,
тютчев,
ницше,
лит,
пушкин,
блок,
данте,
ключ,
новалис,
гомер,
По,
natura,
достоевский,
лермонтов,
поэзия,
верификация