Apr 07, 2018 21:02
...реставрация становится той самой творческой профессией в обстановке, приближенной к катастрофе. Больше всего это похоже на оперативную хирургию. В любой момент экспонат может подбросить сюрприз, на который надо реагировать: а) правильно, б) быстро, в) так, чтобы лет через сто после тебя могли переделать. И что такое "правильно", большой вопрос.
Работа с Николой Чудотворцем была, мягко говоря, революционной. А ещё долгой, нудной, кропотливой, разбитой на множество этапов с непредсказуемым результатом, и каждый этап тоже был нудным, требовал редкой выдержки и ловкости в обращении с инструментом, от ножовки до бормашины.
Насколько мне известно, Игорь Скляренко (на момент события 37 лет, русский, беспартийный, образование среднее специальное, художник-реставратор высшей категории, зарплата 125 рублей) был первым в мире, кто сумел решить такую нерешаемую вроде бы задачу, как перевод красочного слоя иконы на новую доску. В реставрации есть понятие "дублировка" или "дублирование": когда живопись ветшает, её переклеивают на новый холст, дублируя, сиречь, удваивая основу. Укреплённую таким образом картину можно спокойно подновлять и эксплуатировать дальше. Дублирование широко применяется с 17 века. Но, повторим, это наклейка ветхого холста поверх нового.
В случае с иконой, потраченной шашелем (он же "мебельный точильщик") тот же фокус возможен, если древесина не проедена насквозь и уцелела паволока. Это такая ткань, наклеенная на доску перед наложением левкаса, сиречь, грунтовки, для лучшего сцепления левкаса с доской. Удаётся иногда отделить красочный слой вместе с паволокой и перенести на новую доску. Но бывает, что паволокой накрыты только стыки досок. А если всё прогрызено до краски, тогда и паволока съедена. Извините, это труба.
"Никола поясной" размером 110х79,5 сантиметров оказался съеден насмерть. Если хотите представить, на что была похожа доска, вообразите кусок пересохшего в труху поролона. Древесина крошилась и сыпалась. Икону "повело винтом", и ладно бы её просто согнуло по двум осям, нет уж, левая и правая половины вывернулись каждая по-отдельности. Такое не лечится.
Но спасти Николу очень хотелось Реставратор Игорь Скляренко спас памятник 16 века, накрытый позднейшей записью 19-го, вернув Николу Чудотворца фактически из небытия. Доска была полностью убита, проблема не решалась в принципе. А он придумал, как её решать. Создав для этого целую технологию.
Икона площадью в квадратный метр стала гвоздём выставки "Реставрация музейных ценностей в СССР" 1985 года...
вечность,
natura,
опыты,
ключ,
РМ,
жж,
русские