Данте Алигьери и Андрей Рублёв
В завершение "Божественной поэмы" Данте видит три круга. Два из них отражаются один в другом, как радуга в радуге, а третий казался огнём, который дышит здесь и там (quinci quindi) (Par.XXXIII, 115-120). При этом в одном из них видится наш (человеческий) образ, и Данте спрашивает, найдётся ли геометр, который мог бы вписать человеческий образ в круг (Par. XXXIII, 130-135). Такой геометр нашёлся. Это Андрей Рублёв, у которого на иконе "Троица" удлиненные закруглённые образы - именно человеческие образы, вписанные в круг. Вряд ли Андрей Рублёв, родившийся, примерно, через сорок лет после смерти Данте, мог заглянуть в его поэму, но и Данте, и Рублёв заглядывали туда, где эти три круга, а П.А.Флоренский сказал: "Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог" (Павел Флоренский. Иконостас, Санкт-Петербург, 1993, с. 48).
Богоподобие
"Я сказал: вы боги", - говорит Бог (Пс. 81, 6). Нельзя быть образом и подобием Бога, не будучи богом.
Единственность Бога
Истинный Бог один, ибо един в трёх лицах, а единичных единиц не перечесть... как мнимых богов.
Сверхязык
Быть может, единый язык, на котором говорили до Вавилонского смешения языков, не исчез, но человек не замечает, когда с ним говорят на этом сверхязыке, так как принимает его за родной.
Речевое табу
Будда отказывался говорить о потустороннем, потому что для потустороннего нет слов; Конфуций отказывался говорить о потустороннем, потому что нет слов, достойных потустороннего (благоговейное речевое табу).
Дао и трагическое
Китайскому дао чуждо трагическое, а в Японии трагично даже цветение вишен.
Истечение времени
Перед концом мира каждый ощущает, как через него проходит, уходит время, которого уже не будет, и безвременье - период, когда время уже прошло, а вечность ещё не наступила, хотя она тут как тут.
Отчаянье духов
Наводнения, землетрясения, вихри, пожары от отчаянья стихийных духов, искавших бессмертия в любви смертных.
Опиум для бедных
Когда опиумом для народа перестаёт быть религия, вместо неё используется история, но в отличие от религии, история не заслуживает веры.
Трагедия истории
История - это трагедия, которую превозмогает лишь мученичество.
Соблазн архаики
В архаической бездне исчезает ложь и теряется истина.
Власть прогноза
Прогноз - искусство предугадывать непредсказуемое. В постисторическую эпоху над политикой и над экономикой властвует прогноз, выигрывающий войны и торжествующий при кризисах.
Злободневный срез
Народ - единство, проявляющееся в тысячелетиях; нация - злободневный срез этого единства, борющегося за свои сиюминутные интересы; поэтому народу надо перестать быть народом, чтобы стать нацией перед тем, как исчезнуть.
Гнетущая угроза
Общество легче запугать угрозой репрессий, чем самими репрессиями; репрессиям не могут подвергнуться все, а угроза нависает над каждым.
Утечка мозгов
Утечка мозгов начинается с их разжижения.
Мертвец мир
“Не вините мира, невинен сей мертвец”, - сказал Григорий Сковорода, сочинив себе эпитафию: “Мир ловил меня, но не поймал”. Хома Брут у Гоголя - неудавшийся Григорий Сковорода, которого поймал мертвец мир со своими мертвецами и с панночкой, играющей роль падшей Софии.
Сохранность зла
Бог не уничтожает зла, так как вместе со злом был бы уничтожен весь мир.
Благо Апокалипсиса
Апокалипсис - не катастрофа, а Откровение; Откровение же не может не быть благом.
стихира