В поисках тёмного Логоса

Dec 19, 2012 23:45




Владимир Карпец:
«Не будет преувеличением сказать, что Дугин сегодня - единственный философ в России. Именно философ, а не "специалист в области философии" или "преподаватель философии". Ибо он один способен говорить не только о Плотине, Декарте, Ницше, Хайдеггере, но с ними - с каждым из них и со всеми. Уже раньше он вёл этот разговор в книгах "Пути Абсолюта", "Метафизика Благой Вести", "Философия традиционализма", "Постфилософия", "Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала", "Мартин Хайдеггер и возможность русской философии", "Логос и мифос", "Радикальный субъект и его дубль" и других. Новая книга - своего рода итог предыдущих, но также "посыл и скачок" (пользуясь словами Хайдеггера).

Книга Дугина - о Логосе, который автор определяет как "радикальное отличие одного и другого без немедленного воссоединения разделенного". Судьба Логоса - это судьба философии, но не только и не столько ее. Эту судьбу описали в совокупности четыре "царя философов" (не путать с "царем-философом" в главах о Платоне) - Гераклит, Платон, Ницше, Хайдеггер. "У Гераклита Логос рождается, в Платоне он уже рожден". Ницше констатировал "смерть логоса", Хайдеггер определяет "причину смерти" как "забвение Бытия" и ставит вопрос о "другом Начале". Судьба Логоса - это судьба философии, но не только и не столько ее. Это судьба всего рода людского. Но Дугин - православный христианин, и потому не может говорить о смерти Логоса как такового. Для него речь идет о смерти "западного логоса", тем более, что то же самое писал и Хайдеггер, для которого, правда, кроме Запада и, конкретно, Европы, не существовало иной "философской родины". Дугин усиливает и уточняет Хайдеггера. Иной, "не западный логос" он и называет "темным" - по аналогии с прозванием Гераклита.
...
Хайдеггер говорил о необходимости "другого Начала", о "Событии" (Ereignis), со-бытии. С учетом всего сказанного, это явление "не западного логоса". Дугин начинает с парадокса. Русский народ родил величайших святых, великую культуру, великую государственность. Но русской философии нет. Почему? Именно потому, что философия развивалась на основе "западного логоса". Возможно, - полагает Дугин - русская философия начала рождаться в годы "Серебряного века" - В.С.Соловьев, о. С.Булгаков, о.П.Флоренский, В.В. Розанов. Добавим сюда Г.С.Сковороду (XVIII в.) и А.Ф.Лосева. Это рождение было насильственно прервано. Состоится ли русская философия, зависит только от того, будет ли открыт (точнее, откроется ли) иной логос. Область такого поиска - всё, что не было уничтожено и сохранилось до нас в подлинной русской истории, прежде всего, язык ("русские языки", как говорит Дугин) и особенности русского Православия (включая Старообрядчество и "народный месяцеслов"). Дугин приводит такие примеры. "Темнеет" - это не "умаление света", а "приход иной бытийной сущности". Древлеправославное "Егоже Царствию несть конца" - "это не век, который наступит, а тот, который по-настоящему "есть"". Русский Логос - Слово (в Евангелии от Иоанна), что не вполне соответствует первоначальному греческому "разделительному" "жатва". Но это пока не осознано.

Русская философия - иная философия. Новая философия. Она еще не открылась. Она "темна".»

Владимир Игоревич Карпец, АГД, РМ, ницше, современность, русские, traditio, вечность, и о погоде, лосев, хайдеггер, верификация, анонс

Previous post Next post
Up