Джон Ди как спокойное отсутствие

Sep 14, 2012 05:43



Евгений Головин:
Джон Ди - фигура неординарная и очень значимая для шестнадцатого века. Потому что в конце шестнадцатого и начале семнадцатого века, собственно говоря, и произошёл переход к новой эпохе, в которой мы с вами имеем радость и честь пребывать. Именно когда творил Шекспир, Сервантес писал своего "Дон-Кихота" и когда жил Джон Ди наступил конец магического мира. Почему я упомянул Сервантеса и "Дон-Кихота"? Потому что Джон Ди, в известном смысле, весьма напоминает Дон-Кихота, и не только он, а многие маги и алхимики того времени, в том числе такие люди, как Джордано Бруно, например. Потому что он пытался в мире, уже настроенном материалистически и современно, отстаивать чисто магические принципы, как Дон-Кихот отстаивал принципы странствующего рыцарства после того уже как три века это странствующее рыцарство умерло. И роман Сервантеса можно считать абсолютно эпохальным для конца магической эры и начала эры рационально-материалистической.
...
Почему XVI век - это конец магического мира? Потому что до шестнадцатого века люди верили в абсолютное единство мироздания, в живую цепь бытия. Более того, считалось что схемы, цифры, амулеты, фигуры, символы, образы имеют непосредственное влияние на живую природу, и если знать определённые заклинания, пользоваться определёнными символами как надо, и талисманами тоже, можно овладеть натуральной магией хорошо и быстро. В шестнадцатом веке подобные воззрения начинали пропадать. Многие учёные и в Лейдене и в Париже и в Лондоне высказывались за квантитативный метод изучения природы против аристотелевского квалитативного. Что это значит? У Аристотеля, которому поклонялись тогда арабский мир и латинское средневековье, всё было вроде просто. Четыре элемента, квинтэссенция, которая управляет небесными созвездиями. Фермамент, то есть твёрдый небосвод, абсолютно незыблем - так Бог создал мир, где мы живём. Мир этот невелик, зато качественно многообразен. Джон Ди был совершенно бескорыстный человек и никогда не хотел ни философского камня, ни овладения натуральной магией для себя. Он был страстным патриотом Англии и поклонником королевы-девственницы Елизаветы I. Кажется, он был первый, кто употребил слова "Британская империя".


Владимир Карпец:
Оформление "новоатлантической" идеологии как таковой принадлежит знаменитому "елизаветинскому магу" Джону Ди ( 1527-1608) - эзотерику (ему приписывают занятия алхимией, однако были они, скорее всего, теоретическими, а "порошок" он получил от некоего Эдварда Келли), географу и математику. С именем Ди связывают разработку концепции, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой. Джона Ди считают создателем английской разведки МИ-5. Интересно, что свои секретные сообщения королеве он подписывал псевдонимом "007". В свою очередь, в годы Второй мировой войны английская разведка в своих шифрованных сообщениях использовала "открытый Джону Ди ангелами" "енохианский язык".

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. Именно ему принадлежат появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и её колоний. Ди подчёркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времён сотворения мира и может стать всеобщей монархией. Эту новую, "не римскую" (что особо подчёркивалось - в противовес "римскому наследию" континента - от православных Второго и Третьего Рима до римо-католической Священной Римской империи) империю Джон Ди именовал зелёной землёй. В алхимии зелёный цвет - одно из ключевых понятий. Алхимик, начавший Великое Делание, с необходимостью должен отправиться в Зелёную землю, чтобы найти там витриол, Камень Философов (начало), в котором обретают Философский Камень (конец). "Зелёная земля" Джона Ди - это и есть способ трансформации мира на пути в "Новую Атлантиду". Это "герметическая варка мировой истории". Джон Ди открыто сопоставил нарождающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи" - указывает Н.А.Барабанов. Эти выкладки Джона Ди затем заимствуют пуритане и современные протестантские фундаменталисты в США.


Дэймон Албарн:
Ди был крупной фигурой елизаветинского периода, а сейчас мы приближаемся к окончанию правления ещё одной Елизаветы, при которой империя перестала существовать. Мне кажется, между этими эпохами есть некая связь.

image Click to view

неополитика, Владимир Игоревич Карпец, natura, опыты, странные сближения, Евгений Всеволодович Головин, современность, музыка, damon albarn, traditio, Блаженное Средневековье, и о погоде

Previous post Next post
Up