Поскольку исторические (и воистину трагические для судеб России) события возникновения в начале XX века ереси имяборчества достаточно подробно описаны в ряде книг, обозначим лишь их ключевые вехи.
В 1907 г. по благословению Оптинского старца Варсонофия вышла книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа», посвященная умному, или иначе, монашескому деланию, т.е. Иисусовой молитве. Книга была одобрена духовной цензурой и вызвала прекрасные отклики в первую очередь в среде монашествующих. Вскоре последовали еще два издания ее. Замечательный русский философ и публицист В.Ф.Эрн так прокомментировал ее: «В горних пустынях Кавказа воспели «новую песнь» Имени Божию. На Старом Афоне тысячеголосым подвижническим хором продолжали священное славословие» .
Но князь тьмы, две тысячи лет назад по попущению Божию воздвигнувший гонение на Господа Иисуса Христа, сейчас (опять-таки по попущению Божию) организовал гонение на Имя Его. Тогда гонителями были фарисеи (в первую очередь архиереи и книжники), сейчас ими стали архиереи и монахи-книжники. Это стало возможно вследствие душевной поврежденности последних: зараженности их католической схоластикой и протестантским рационализмом, духом экуменизма и толстовства, революционным настроем, подверженности винопитию, курению, блуду и прочим страстям, доводящим порой до неверия.
Схимонах Иларион писал: «почти всегда мы замечали, во всю свою жизнь, где бы только не открывали слова о сей молитве (Иисусовой - авт.), всенепременно встречали вражду от некоторых лиц и даже ожесточённую.. Тотчас начинают возражать… Видится, что самая речь о ней им неприятна. Они в это время чувствуют себя нехорошо, а потому и стараются, чтобы совсем о ней не слышать. Неприязнь на молитву Иисусову, как и всякому понятно, есть дело бесовское» .
Несколько насельников афонских монастырей, недовольных успехом книги и действием сладчайшего Имени Иисусова, обратились в 1909 г. к некоему иноку Хрисанфу с просьбой написать на книгу критическую рецензию. Тот нашел подходящими для этого слова из предисловия книги о том, что в Имени «Иисус» находится Своим присутствием Сам Господь наш Иисус Христос и объявил это учение пантеизмом. Это и положило начало смуте.
Рецензию, а вместе с ней и ересь имяборчества, стали распространять среди насельников. Это вызвало возмущение среди делателей Иисусовой молитвы. Выдающийся афонский подвижник схимонах Мартиниан, прочитав эту рецензию, хулящую Имя Господне, низводящую Его до степени простого тварного, безсильного, был настолько потрясен, что лишился сна. Насельники русских монастырей и скитов на Афоне разделились на «имяславцев» и «имяборцев». Вразумлять имяборцев - дело безнадежное, как и вразумление иконоборцев или варлаамитов; примерно то же, что исправлять прельщенного или приводить к вере убежденного атеиста с партбилетов в кармане. Поэтому имяславцы стали сторониться имяборцев, а те стали клеветать и обвинять своих противников в бунтарстве.
Спор вошел в новую фазу, когда в него включился архиепископ Антоний (Храповицкий), который сразу же занял позицию имяборцев и стал проводить различные закулисные действия против имяславцев.
Наиболее насыщен событиями 1913 г.
Январь. Собор Андреевского скита в присутствии четырех протоэтосов низложил имяборца игумена Иеронима и избрал имяславца архимандрита Давида. 4/5 братии - имяславцы.
Февраль - июнь. Блокада имяславцев на Афоне; лишение их почты, подвоза продовольствия, денежных переводов, посылок.
Май. Экстренное заседание Св. Синода под председательством митр. Владимира (Богоявленско-го) осудило учение имяславцев, назвав его ересью и опубликовало «Послание Святейшего Синода». В нем было высказаны явно еретические мысли, идущие вразрез с учением Церкви: что Имя Божие свято для нас «только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле» Оно есть просто пустой звук; что святые таинства совершаются не в силу произнесения или изображения Имени Божия, а по вере Церкви и др.
Июнь - июль. На Афон прибыл пароход с архиепископом Никоном, командированным от Синода, и ротой солдат. Архиепископ Никон увещевал имяславцев отказаться от святоотеческого учения и принять еретическое учение Синода. В своих речах он договорился до того, что «Христос - не Бог». Монахи-имяславцы восприняли его как еретика. После этого в ход были пущены ледяная вода из пожарных шлангов и солдатские штыки. В результате восемь человек было убито, около шестидесяти получили ранения разной степени. В общей сложности Святую Гору вынуждены были оставить (принудительно и добровольно) около тысячи человек. В России им пришлось претерпеть многие гонения, издевательства и поношения.
Февраль 1914 г. Депутация из четырех афонских монахов-имяславцев была принята Государем Императором Николаем II, который внимательно выслушал историю их изгнания и с большим сочувствием отнесся к ним. Вскоре после этого начался пересмотр дела. Была создана специальная синодальная комиссия, которая после общения с имяславцами сочла веру их вполне православной и разрешила им служить и причащаться Святых Христовых Таин.
1917 г. Поместный Собор по требованию группы имяславцев создал отдел с целью пересмотреть вопрос об отношению к Именам Божиим и к событиям 1913 г. Рассмотрение оттягивалось, а затем грянул октябрьский переворот.
1918 г. Патриарший Синод вновь запретил имяславцам священнослужение и причащение. В ответ о. Антоний (Булатович) и др. имяславцы заявили о своем отложении от церковной власти «впредь до разбора дела по существу Священным Собором».
1928 г. Кочующий Собор Катакомбной Церкви, проходивший в условиях строгой секретности анафематствовал учение имяборцев.
2008 г. Епископ Чукотский и Анадырский Диомид (Дзюбан) признал учение имяборцев еретическим и анафематствовал его.
http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=5&t=1424&start=30