Оригинал взят у
nazri_zion в
Письмо Антония Булатовича Антонию Храповицкому (+перевод с греческого 5-ой Анафемы против Варлаама)Оригинал взят у
t_zemskaya в
Письмо Антония Булатовича Антонию Храповицкому (+перевод с греческого 5-ой Анафемы против Варлаама) Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) архиепископу Антонию (Храповицкому) от 29 августа 1912 г
ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!
ВЫ еще до сих пор не исполнили просьбы нашей: напечатать в Русском Иноке ОТКРЫТАГО ПИСЬМА к Вам Афонских Иноков. Сообщаем Вам дополнительно еще перевод с пятой анафемы против Варлаама, из которой ясно видно, что Имя Божие есть Сам Бог, а также и Имя Иисус, ибо если энергия Божия, т.е. действие и сила Божия есть Сам Бог, то и свет Фавор- ский и глас Отца с неба и истинны Богооткровенныя и слова Сына Божия, а следовательно и Богооткровенныя истины о Боге, которыя суть Имена Божии и Имя Иисус - «Бог Спасет» (по катехизису) - все это есть Сам Бог, ибо и Господь сказал: Аз есмь... Истина. - Глаголы яже Аз глаголах вам Дух суть и Живот суть. - Итак не ясное ли дело, что вы впали в ересь и боясь умалить свой авторитет упорствуете в своем заблуждении и продолжаете хулить Имя Иисус, печатно распространяя хулу на Него, что Оно не есть Бог! Итак предъявляем к Вам последнее требование, после котораго, если вы его не исполните, то знайте, что против вас мы открываем открытую войну, как против ересиярха. Потрудитесь немедленно в следующем же номере Русскаго Инока напечатать: 1. Наше открытое письмо к вам от 1 Мая с оговор- кой, что вы действительно ошиблись неведая истинной обстановки вещей и доверившись лицам, кои сообщили вам неверныя сведения как о книге о. Иллариона: «На Горах Кавказа», так и относительно Фиваидских пус- тынников, почему Вы с удовольствием печатаете сие открытое письмо и на самом деле ничего ни вреднаго, ни опаснаго в книге о. Иллариона не нахо- дите, ибо во истинну Имя Иисус, как и всякое Имя Божие есть САМ БОГ, конечно не в буквах и звуках, но в истине Имени и духовно. Во 2х Потруди- тесь с получением сего письма немедленно телеграфировать мне по русски, или по французски, адрес: Афон Карея Благовещенская келлия Парфения Антонию Булатовичу «Все ваши требования будут в точности исполненны в таком то номере Р.И.» - (т.е. в первом возможном безо всякаго отлагательства). В 3х покорнейше просим выслать 10 штук книжек того номера Р. И. где будет напечатано наше открытое письмо и ваши оправдательныя слова на сие письмо наше от 7го Мая.
Если же Вы сие не найдете возможным исполнить, то мы исполнив долг братской любви к Вам и дав вам возможность убедиться в ошибке своей, будем смотреть на Вас, как на ересиярха (надеюсь что Вы аки благий и премудрый не дадите места сему) и пожалуемся на вас как Св. Синоду, так и всем Церквам православным, что вы впали в ересь имеборства, приравниваете Имя Иисус разным другим Иисусам и не называете Имя Иисус Богом вопреки постановлению Церковному 5му против Варлаама.
Если бы вы знали сколько беды вы наделали и сколько душ сгубили вашей открытой хулой на Имя Иисус то вы бы содрогнулись и пожелали бы исчезнуть с лица земли... Но востаньте же и покайтесь. Если же мы увидим, что вы не каетесь, но будете стараться как нибудь лукаво замазать ошибку, то опять же повторяем Вам, что если к следующему пароходу, т.е. к 12 Сентября я от вас удовлетворительнаго ответа по телеграфу не получу, то война вам будет открыта. Простите за смелость обращения к Вам, но оно вызвано Вами Самими. А также если Вы в журнале не поместите того, что мы про- сим, но лукаво извернетесь и не исповедуете открыто, что Имя Иисус есть Сам Бог, то мы будем обличать вас пред лицем всей Церкви.
Иеросхимонах Антоний 29 Августа 1912 г.
Перевод с Греческаго Анафемы 5ой против Варлаама:
Также тем, кои думают и говорят вопреки Божественным словам Святых и образу мыслей (или духу) Церкви, что только об одном Существе Божием говорится ИМЯ БОЖЕСТВО (или Бог), и не исповедуют того, что отнюдь не меньшим почитается Божественное действие (сила, по гречески «энергия»), как тому научают нас Божественные Таинники, почитающие во всех отношениях одинаковыми как Существо Отца и Сына и Святаго Духа, так и действие (или силы, или энергию) Их. - Анафема (3жды)
РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. V. Л. 362-362 об.
(Из «Дела об афонских монахах» в Канцелярии Святейшего Синода Российской Церкви, опубликовано в выпуске 39 БТ)