Митрополит Макарий приводит разделение благодати Божией на:
естественную;
сверхестественную ( разделяется на благодать Бога Творца и благодать Бога Спасителя);
Понятие благодать Бога Спасителя имеет разные смыслы. Благодатью называется:
1) само пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и всё великое дело нашего искупления;
2) чревычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, на пользу Церкви для её распространения, созидания, благоустроения;
3) особенная сила, или особенное действие Божие, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя и совершающая наше освящение, то есть с одной стороны очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой - утверждающая нас в добродетели для жизни вечной.
Освящающая благодать подразделяется на:
а) внешнюю;
б) внутреннюю;
в) преходящую;
г) предваряющую;
д) сопутствующею;
е)достаточною;
ж)действенною.
(Митр. Макарий (Булгаков) "Православно-догматическое богословие", С.-Петербург, 1883, том2, стр.248.)